Мужчина и женщина

Французская история Грузии

На днях грузинская делегация во главе с госминистром по делам диаспоры Константином Сургуладзе побывала во Франции. Шли переговоры по поводу поместья Ле вилль, расположенного в окрестностях Парижа, всего в 30-ти километрах от французской столицы. Казалось бы, какая связь между французским провинциальным городком и Грузией и какие могут быть переговоры у двух стран по поводу Ле вилль?

А связь довольно тесная. Ле вилль - центр грузинской эмиграции. В 20-х годах прошлого века поместье это было приобретено эмигрировавшими во Францию членами первого правительства независимой Грузии. Спасаясь от большевистского режима, молодое правительство Грузии нашло убежище именно здесь, в скромной французской деревне - Ле вилль. Сегодня они покоятся на кладбище "Ле вилль сюр орж". А их потомки, которые и являются собственниками земель, до сих проживают здесь. Среди них Нателла Жордания - потомок председателя правительства первой грузинской демократической республики, первого президента Грузии Ноэ Жордании.

Вопрос о передаче поместья Ле вилль грузинской стороне актуализировался сразу после обретения Грузией независимости во второй раз, но первые серьёзные шаги в этом направлении были сделаны уже при Михаиле Саакашвили. Однако все переговоры относительно Ле вилль оставались для грузинской общественности тайной за семью печатями. Последней официальной датой, когда якобы должна была состояться передача поместья, было названо 26-е мая 2011-го года, однако, по неизвестным причинам, этого не произошло, и дело было отложено ещё на год. В Тбилиси шли слухи, что члены "Национального движения" и лично президент Грузии Михаил Саакашвили перепродали Ле вилль Франции, и все разговоры о возможной передаче поместья под юрисдикцию Грузии - всего лишь блеф. Однако официальные источники эту информацию не подтверждали.

После смены власти в Грузии Франция с интересом ждала позиции нового правительства Грузии по вопросам Ле вилль. Об этом заявили французские дипломаты в ходе визита в поместье представителей грузинской делегации. Интересы Грузии на этой встрече представляли госминистр аппарата по делам диаспоры Котэ Сургуладзе, его заместитель Мухран Гулагашвили, первый заместитель министра культуры Манана Берикашвили, глава службы по связям с общественностью министерства культуры Тамар Чихладзе, консул по чрезвычайным вопросам министерства иностранных дел Гоча Джавахишвили. Члены делегации встретились с директором департамента по делам Восточной Европы МИД Франции Эриком Фурнье и обсудили вопрос передачи Грузии поместья Ле вилль. Во время заседания обе стороны выразили свои пожелания. Франция заявила о некоем условия непременного создания франко-грузинского центра в Ле вилль, грузинская сторона согласовала вопросы установки мемориальных досок, памятников, проведения необходимых реставрационных работ. Обсудили тему открытия культурного центра, дабы поместье имело не только историческое значение, но также была бы сохранена и продолжена культурная традиция Ле вилль.

Котэ Сургуладзе встретился с потомками бывших членов правительства первой республики Грузии Нателлой Жорданией, Ирэн Цицишвили, Этер Пагавой, Тиер Беришвили. Как было отмечено выше, они являются владельцами земель в Ле вилль. Ни один из них не был против передачи земель под юрисдикцию Грузии.

Сегодня официальный Париж признаёт историческое значение Ле вилль для Грузии и не против передачи его грузинской стороне. Но что это означает - передать французское поместье Грузии? как от этого изменяться функции Ле вилль и какие преимущества это даст Грузии? Об этом в интервью GeorgiaTimes рассказал заместитель госминистра по вопросам диаспоры Мухран Гулагашвили.

- Батоно Мухран, Вы были в Ле вилль в составе официальной делегации. Расскажите, как прошла встреча и каких конкретных результатов удалось достичь по вопросу передачи Ле вилль Грузии во время этого визита?

- Хочу подчеркнуть, что это уже вторая встреча, проведённая при новом правительстве. Первая состоялась в декабре прошлого года. Нельзя отрицать, что какие-то шаги в этом направлении были сделаны при прежнем правительстве. Мы удостоверились, что официальный Париж не против передачи поместья Грузии. В общем, никакой проблемы нет. Но существуют определённые юридические детали процесса. Ну и ряд условий, которые необходимо соблюсти.

- Что означает формулировка "передать Ле вилль грузинской стороне"? Поместье станет частной собственностью Грузии, или речь идёт об участии Грузии в некоторых вопросах управления?

- Речь идёт именно о передаче поместья в частную собственность Грузии. Ну и, соответственно, Грузия будет иметь право участвовать в управлении городом наряду с французской мэрией и муниципалитетом округа.

- Стоит ли вопрос о финансовой компенсации? Будет ли Грузия платить Франции за право обладать поместьем Ле вилль?

- Чисто символически. Ещё Николя Саркози во время своего визита в Грузию в 2011-ом году заявлял об этом. Он сказал, что Франция признаёт всю значимость Ле вилль для Грузии, и потому устанавливает символическую плату в один процент от реальной стоимости поместья. И сегодня это остаётся в силе.

- Что даст Грузии обладание поместьем?

- Во-первых, это поместье имеет большое культурно-историческое значение для нашей страны. Там хранятся важные архивные материалы, книги, написанные первыми эмигрантами, членами тогдашнего правительства. У нас будет свободный доступ к ним, будет возможность отреставрировать здание замка Ле вилль сюр орж, построить ряд новых зданий культурного значения для проведения разных мероприятий. Эти мероприятия будут проводиться с той частотой, с которой мы захотим, причём абсолютно бесплатно.

- Сколько грузинских семей проживает на сегодняшний день в Ле вилль?

- Речь не идёт о семьях. Это всего шестеро грузин.

- А сколько всего жителей в Ле вилль?

- Не могу сказать точно. Это небольшое поместье. Речь идёт о нескольких гектарах земли.

- Сколько ещё запланировано встреч, и можно ли сегодня назвать примерную дату, когда состоится передача поместья Грузии?

- Мы бы очень хотели ускорить этот процесс. Но сказать, когда это произойдёт, к сожалению, невозможно. Ожидается ещё несколько встреч.

Кама Рзаева