Мужчина и женщина

Грузия пойдет по косовскому сценарию?

Приветствует ли Бидзина Иванишвили урегулирование проблем Абхазии и Южной Осетии по косовскому сценарию? В интервью телеканалу "Евроньюс" премьер-министр говорит о "хорошем примере", комментируя подписание соглашения между Сербией и Косово. Эксперты по-разному интерпретируют эти слова Бидзины Иванишвили. А президент Саакашвили обвиняет премьера в действиях, направленных против государственных интересов Грузии.

Выступление премьер-министра Грузии в эфире телеканала "Евроньюс" вызвало бурю возмущения в команде президента Саакашвили и "Единого национального движения". На вопрос журналиста по поводу того, а как именно премьер собирается урегулировать конфликт, связанный с Абхазией и Южной Осетией и как он оценивает подписание соглашения между Косово и Сербией, премьер-министр Грузии ответил, что Грузия обязательно должна найти общий язык и с Россией, и с абхазами, и с осетинами. "Нынешнее положение не устраивает никого, - говорит Иванишвили, - Грузия потеряла 20 % своей территории и мы сделаем все необходимое для того, чтобы их вернуть, но сделаем это мирным путем и при помощи переговоров. Очень надеюсь, что международное сообщество поможет нам в этом вопросе. Отношения между Сербией и Косово является хорошим примером того, как должна быть нормализована ситуация. Это является показателем того, что мир и люди изменились. Мы должны сделать все возможное для налаживания отношений с нашими братьями - абхазами и осетинами", - сказал Иванишвили.

"Хороший пример", но что именно? Политическая модель решения проблемы или налаживание отношений между народами? Иванишвили это не уточнил. Зато уточнил его главный оппонент - президент Саакашвили, который сразу же отреагировал на это заявление премьера.

"С одной стороны, правительство Грузии делает заявление, что Грузия развязала войну 2008 года, то есть создает условия для правовой легитимации результатов этой войны, а с другой стороны, прямо заявляет, что пример Косово и Сербии приемлем для Грузии, - заявил Саакашвили, находящийся с визитом в США. - То есть практически глава Кабмина повторяет то, что в течение всего этого времени говорили в России. Подписание соглашения между Косово и Сербией означает, что Белград практически согласился признать его независимость. Мне совершенно непонятно, как может правительство Грузии соглашаться с этим вариантом, и тем более приветствовать его. Мы не потеряем наши территории до тех пор, пока их независимость не признает международное сообщество, но это в том случае, если мы сами же не отдадим России ключи от этих территорий. Общество должно быть начеку, чтобы не предпринять непоправимые шаги, - заявил журналистам Саакашвили.

Мнения экспертов на этот счет разделилось. Некоторые сочли слова премьера продолжением "двойных стандартов" во внешней политике нынешнего руководства страны. "Подобные заявления, которые противоречат избранному курсу Грузии, приняли перманентный характер, - заявила журналистам эксперт Елена Хоштария, - это создает туманную картину по поводу вопросов безопасности и внешней политики Грузии, что, безусловно, не может быть полезным для нашей страны. Возможно, премьер не совсем точно выразил то, что он имел в виду, то есть мы имеем дело с некомпетентностью, поскольку спустя короткое время после "косовского примера" он говорит, что Грузия должна восстановить территориальную целостность. Но территориальная целостность и косовский вариант абсолютно несовместимые вещи", - заявила Хоштария.

Эксперт по вопросам международных отношений Торнике Шарашенидзе также отмечает, что косовский сценарий неприемлем для Грузии. "Эти конфликты нельзя сравнивать, и это очень вредит интересам Грузии. Параллели были бы уместны только в том случае, если бы Грузия находилась на территории Евросоюза, - заявил Шарашенидзе в интервью GeorgiaTimes. - Это, конечно же, теоретическая возможность. Но в этом случае оттуда бы могли выйти российские войска, а что касается границы, то ее бы тоже практически не существовало, поскольку границ между странами ЕС нет. А в сегодняшних реалиях сравнивать эти две проблемы абсолютно неуместно", - сказал Шарашенидзе.

А вот эксперт Мамука Арешидзе не видит особых проблем в этих заявлениях Бидзины Иванишвили. "Премьер явно имел в виду лишь гуманитарную сторону этих отношений, - заявил Арешидзе в беседе с журналистами. - Насколько вам известно, у сербов и косоваров были очень сложные отношения, и им удалось в какой-то мере найти общий язык. В то же время у Сербии был серьезный стимул для налаживания этих отношений - это вступление в Евросоюз, именно это и было решающим для окончательного соглашения между сторонами, - сказал Арешидзе.

Следует напомнить, что заявления премьер-министра Грузии и раньше истолковывались по-разному. Это касалось и возможности открытия железной дороги через Абхазию, и целесообразности строительства железнодорожной магистрали Баку-Ахалкалаки-Карс, и других тем. По всем этим вопросам премьер-министру позже приходилось делать разъяснения.

Михаил Вардзелашвили