Мужчина и женщина

В грузинских школах заговорят по-чеченски

Школьники Панкисского ущелья в Грузии, которые являются беженцами из Чечни, в новом учебном году смогут изучать родной язык. Такое решение приняли власти Грузии. В министерстве образования республики заверили, что преподавание будет вестись по национальным стандартам обучения иностранным языкам. При этом школа должна сама изыскать финансовые и человеческие ресурсы и прояснить вопрос учебных пособий. Но чеченцы рады и такому варианту.

"Нам разрешили преподавать чеченский язык, такого еще никогда не было в Грузии", — радуется глава чеченской диаспоры Мека Хангошвили.

По ее словам, в средней школе самого крупного в ущелье села Дуиси работают учителя из числа местных жителей и беженцев. Сначала думали обратиться за учебниками в Грозный. Но, скорее всего, исходя из политических реалий в отношениях России и Грузии, обойдутся собственными силами. Поможет и тбилисский Институт языкознания. Его директор Лали Эзугбая высказала мнение, что разрешение преподавать в Панкиси чеченский язык логичное.

"В Грузии есть исконная традиция — этнические меньшинства могут обучаться родному языку, — сказала она. — Что касается учебных пособий, это не проблема, мы поможем. В нашем НИИ есть и специалисты чеченского и других кавказских языков, и учебники, и словари. То есть ресурсов достаточно".

По словам экспертов, данное решение правительства направлено, кроме прочего, и на предотвращение возможных беспорядков в Панкиси.

Читайте также: Русский язык нон грата

"Разрешение преподавать чеченский язык в Панкиси можно рассматривать не только в гуманитарном контексте. Правительство Грузии заинтересовано в том, чтобы в этом регионе было спокойно и стабильно", — сказал руководитель НПО "Международный центр по конфликтам и переговорам" Георгий Хуцишвили.

Сколько школьников будут учиться по новым правилам должна показать регистрация чеченцев. В министерстве по делам беженцев и расселению сообщили, что проведут ее в конце июня. Беженцы из Чечни в Грузии в основном компактно живут в Панкисском ущелье Ахметского района на востоке страны. Каждый получает от грузинского государства 28 лари в месяц — это 17 долларов. Кроме того, непосредственно в Панкиси работают международные организации, от которых, например, можно получить кредит для открытия малого бизнеса.

В конце 1990-х — начале 2000-х во всех 16 селах ущелья было около 8 тысяч беженцев из Чечни. Грузия признавала, что вместе с ними в этом регионе скрывалось до 900 боевиков из Чечни и международных террористов. Потом, благодаря совместным операциям спецслужб Грузии, России и США, тему Панкиси закрыли. Тбилиси был этому несказанно рад, так как проблема ущелья не только изрядно подпортила отношения с Москвой, но и вызвала упреки из США в покровительстве террористам. Постепенно стали возвращаться домой или выезжать в третьи страны и рядовые беженцы. Остающиеся существуют в основном за счет поддержки местных этнических чеченцев — кистинцев, которые поселились в Панкиси еще в XIX веке, пишет газета "Известия".

Между тем, накануне министр образования Грузии Георгий Маргвелашвили заявил, что намерен вновь включить русский язык в школьную программу. По его словам, русский язык был изъят искусственно и необоснованно, поскольку прежнее руководство страны проводило "целенаправленную политику" против него. Министр образования собирается исправить эту "ошибку" режима Саакашвили, восстановив русские школы и вернув те часы русского языка, которые были изъяты из школьной программы при прежнем руководстве Грузии. Впрочем, министр не уточняет, когда будут введены эти новшества и станут ли необходимы законодательные изменения.

Читайте подробнее: Грузинам не хватает русского языка

"Вторым языком в Грузии по-прежнему останется английский. Что касается русского, то в Грузии просто необходимо знать этот язык, исходя хотя бы из роли нашей страны в регионе, учитывая наши хорошие отношения с Арменией и Азербайджаном. Я затрудняюсь сказать, придется ли пригласить дополнительных специалистов, как это было в случае с обучением английскому языку, но факт, что этому вопросу необходимо уделить больше внимания", — сказал Маргвелашвили.

В Министерстве образования Грузии отмечают, что на данном этапе изменений в школьной программе не предвидится. "Я могу точно сказать, что если школа захочет обучать русскому или другому языку, то мы ей только поможем, — сказала в интервью GeorgiaTimes представитель министерства образования Лали Розомашвили. - Могу сказать точно, что ни министерство, ни правительство не будут продолжать практику прежних властей, когда русский язык изымался из школьной программы искусственно. А что касается школьных часов для иностранного языка, то работа над этим ведется. На данном же этапе серьезных изменений не предполагается", — рассказала Розомашвили.