Мужчина и женщина

"Грузинская мечта" поставила себе барьер

"Грузинская мечта" устанавливает 50-процентный барьер для выборов в местные органы власти. Решение принято в результате длительных консультаций внутри самой коалиции и переговоров с представителями оппозиции. Какие еще требования есть у оппонентов правящей партии?

Пятьдесят процентов и ни голосом меньше. Именно столько понадобится кандидатам, чтобы победить на выборах мэров и глав районных администраций Грузии. Таким же образом будут избираться члены районных собраний по одномандатным округам. Выборы пока не назначены, но, по Конституции, должны состояться не позднее июня 2014 года.

Барьер для победы на выборах был одним из основных условий непарламентской оппозиции. Оппоненты "Грузинской мечты" утверждали, что эта партия продолжает традиции прежней власти и всячески подгоняет законодательство под себя, действуя по принципу "себе — все, другим — ничего". Теперь лидеры "Мечты" полагают, что у оппозиции этого аргумента не останется.

Дело в том, что в случае с 50-процентным барьером очень часто назначается второй тур. Так что у правительственного кандидата меньше шансов на победу, если голоса его оппонентов пойдут "в копилку" второго кандидата. А в случае с 33 процентами у власти есть и финансовые, и административные ресурсы для того, чтобы добиться желаемого результата уже в первом туре.

Решение далось непросто. Ему предшествовали острые дебаты внутри самой правящей коалиции. Основная часть "Грузинской мечты" выступала за избирательный барьер в 33 или 40 процентов. Решающей оказалась позиция лидера коалиции — премьер-министра Ираклия Гарибашвили. Премьеру удалось убедить членов "Мечты" согласиться на 50-процентный барьер, хоть это оказалось достаточно сложно. Все встречи политсовета "Грузинской мечты" были закрыты, но оттуда все же просочилась информация, что смена руководителя избирательного штаба коалиции, которым был Давид Саганелидзе, на Каху Каладзе как раз связана с расхождением во мнениях между Гарибашвили и Саганелидзе, в том числе в вопросе избирательного барьера. Главный аргумент лидера коалиции был весьма оригинален — Грузия в этом году должна подписать Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, поэтому палки в колеса в лице оппозиции, которая кричит о нарушении ее прав, властям ни к чему, и надо провести выборы по самым высоким стандартам демократии. Аргумент сработал.

Впрочем, как и следовало ожидать, оппозиция вновь осталась недовольной. Высказываются претензии и по поводу избирательных списков, и финансирования партий, и избирательной администрации. Несмотря на то, что "Грузинская мечта" предложила финансирование даже тем субъектам, которые не представляют т. н. "квалифицированные партии", появилось новое требование — упразднить мажоритарные выборы в районные собрания. Пойдет ли "Мечта" на дополнительные" уступки, пока сказать сложно.

Представитель Лейбористской партии Грузии Каха Дзагания говорит, что у его партии тоже есть требования к властям. "50-процентный барьер мы, конечно же, приветствуем, — сказал Дзагания в интервью GeorgiaTimes. — Но этого не достаточно. Если власти говорят, что они приближаются к европейским стандартам, то необходимо ввести такие нормы, которые существуют в тех же западных странах, чтобы самоуправление в стране имело реальную власть".

"Необходимо решить вопрос со списками избирателей, где по-прежнему много неточностей. Нужно также решить вопрос финансирования местных органов власти. Ведь сегодня у них практически нет собственного бюджета, и они полностью зависят от сумм, получаемых из центра. Мы также выступаем с инициативой, чтобы все политические субъекты, входящие в "Грузинскую мечту", участвовали бы в этих выборах отдельно. Иначе в Грузии сегодня возник серьезный дисбаланс, и у партий не входящих в коалицию, очень мало шансов добиться серьезных результатов на выборах. Хотя я не думаю, что "Мечте" это предложение понравится", — говорит Дзагания.

Эксперт-конституционалист Автандил Деметрашвили поддержал решение об установлении 50-процентного барьера на муниципальных выборах. "Это решение, безусловно, повысит уровень легитимации мэров, глав районных администраций и членов местных законодательных собраний. С другой стороны, оно повысит участие населения в избирательном процессе", — сказал Деметрашвили в интервью Georgia Times.

"Что касается международной практики в этом вопросе, то она разная, — отметил эксперт. — В некоторых странах действует 50-процентный барьер, в некоторых — нет. К примеру, президента США, как правило, выбирают 25-30 процентов избирателей. Но для государства, находящегося на пути преобразований, лучше было ввести этот барьер. Так что я это приветствую. Одновременно, конечно же, все партии и политические организации должны иметь правовые гарантии для свободного участия в выборах".

В местных органах власти, в отличие от центральной, по-прежнему сильны позиции "Единого национального движения". "Грузинская мечта" намерена исправить это положение в собственную пользу и рассчитывает на серьезный успех на местных выборах.