Родители и дети

Саакашвили как пиар-технолог

В Грузии считают, что Саакашвили и его команда пришли к власти во многом благодаря удачному пиару. Оппозиционная тогда телекомпания «Рустави 2» была своего рода рупором этих людей, регулярно и в нужном свете освещала все акции и мероприятия «Национального движения», все «разоблачительные» пресс-конференции.

Впрочем, недаром подчеркивают и политики, и сами журналисты: тогда, во времена Шеварднадзе, свободы слова в стране было гораздо больше, а СМИ были свободны в освещении любой тематики и в том ключе, в котором их редакция считала необходимым.

«Революция роз», и это также подчеркивают эксперты и политологи, состоялась в том числе и благодаря пиру и информационному обеспечению. «Рустави 2» переключилась на чрезвычайный режим работы и круглосуточно освещала все, что было связано с будущими «революционерами».

Даже название «революция роз» было придумано одной из журналисток телекомпании, а потом было подхвачено остальными СМИ.

Пропаганда сопровождает все действия и акции нынешнего правительства Грузии. Одним из атрибутов такой политики стала специальная трибуна, которую за представителями правительства «возят» практически по всей стране и устанавливают повсюду - на дорогах, в полях, в залах городов и сел.

Попытки оппозиции перенять этот пиар и построить на нем свою политическую борьбу провалились.

Телекомпания «Имеди», основанная бизнесменом Бадри Патаркацишвили и на первых порах вещавшая на тех же «тонах», что и «Рустави 2», а затем перекочевавшая в оппозицию, была безжалостно разгромлена, затем закрыта, а потом вновь открыта - но уже в совершенно другом, «причесанном, приглаженном и послушном» виде.

«Имеди» попала под удар еще и потому, что вещала на всю страну и часть зарубежья. Менее популярные и более локальные телекомпании «Кавкасия» и «Маэстро», которые также подвергались определенным притеснениям, по большому счету, не тронули.

И сейчас они продолжают оставаться «рупорами» оппозиции, но не такого масштаба, каким в свое время была «Рустави 2» или могла стать «Имеди».

Лидеры оппозиции и оппозиционные политологи признают, что в пиаре Саакашвили нет равных. Технологии «раскрутки» особенно активно и агрессивно использовались властями после каждой очередной совершенной ими ошибки.

7 ноября 2007 года, разгон митингов оппозиции - и почти сразу же начинается рекламная кампания - пропаганда новой программы правительства «Грузия без нищеты». Причем, это рекламирование проводилось перед президентскими выборами 5 января 2008 года.

Пропаганда властей оказалась настолько эффективной, что уже спустя несколько дней после событий 7 ноября многие обыватели растеряно заявляли: «Конечно же, мы отдадим голос за Саакашвили, а за кого же еще?» Это говорили и торговцы, которым правительство ужесточило условия работы, пенсионеры, которым урезали или отменили льготы, молодежь, которая не видела альтернативы.

Пропаганда помогла правящей партии одержать победу и на парламентских выборах 21 мая 2008 года. Посланники от правящей партии активно ходили в те дни по квартирам простых тбилисцев и раздавали им множество обещаний, которые потом, как обычно, не исполнялись. Но результат дал о себе знать.

Пиар предшествовал и августовским событиям 2008 года. До начала военных действий шли регулярные сообщения о том, что в зоне конфликта ежедневно обостряется обстановка, обстреливаются грузинские населенные пункты, убивают грузинских миротворцев.

Так что, когда начался обстрел Цхинвали, многие в Грузии воспряли духом: наконец-то властям достало смелости вернуть эти территории.

Информационно обработанное население ежечасно слушало сводки о продвижении грузинских войск, и звучала оценка: «Молодцы, ребята».

Оппозиция в те дни объявила мораторий на критику властей. Но когда война оказалась проигранной, оппоненты Саакашвили снова начали на него наступление. В ответ они получили еще более массированный информационно-пропагандистский отпор. Оппозицию в очередной раз обвинили в агентурной работе на Россию.

Пиар-технологии активно использовались и перед публикацией отчета международной комиссии по изучению августовских событий, но особенно активно их стали применять сразу же после публикации доклада.

Грузинские телекомпании буквально через час после передачи отчета сторонам стали давать комментарии и оценки, зачитывать выдержки из доклада - в нужном для правительства Грузии свете.

О том, что войну, согласно заключению комиссии, начала Грузия, эти телекомпании умолчали, зато несчетное множество раз повторяли, что комиссия обвинила Россию в многократном нарушении норм международного права и этнической чистке.

Михаил Саакашвили в последующие за публикацией доклада дни провел целый ряд «встреч с населением», на которых говорил обо всем - успехах грузинской экономики, курсе правительства, заботе о благосостоянии народа, преодолении мирового кризиса.

И каждый раз как бы невзначай затрагивал тему доклада комиссии Тальявини. И каждый раз подчеркивал, что комиссия признала Россию агрессором и поддержала суверенитет и территориальную целостность Грузии.

Во вторник президента Грузии ожидают в парламенте. Он должен рассказать депутатам о своих взглядах на состояние и развитие грузинской экономики. Депутаты ожидают от него новых инициатив.