Родители и дети

Саакашвили дождался бенефиса

Президент Сакартвело начал свое выступление в ООН на удивление легко и красиво. «Начиная со времен Пушкина, Лермонтова и Толстого, горы Кавказа всегда были символом дикости и парадокса», - заявил Саакашвили. - Сейчас все заинтересованы в том, чтобы видеть стратегический регион, перекресток цивилизаций более стабильным и успешным».

Что ж, пиарщикам Мишико можно ставить твердую «пятерку». Правда, с минусом. Ведь говоря о проблемах Южного Кавказа, Саакашвили опять скатился до мольбы о помощи. «Помогите нам обеспечить мир в Грузии и в нашем регионе, - увещевал он Запад. - Мы, грузины хорошо понимаем, как могут замороженные конфликты превратиться в горячее противостояние. Если международное сообщество открыто поддержит нас, я уверен, что на Кавказе установится долгий мир».

Далее грузинский лидер начал открыто жаловаться. Мол, мы, кавказцы, имели надежду на то, что нас будут охранять соседние империи, но поиск защиты у других стран привел к аннексии и ассимиляции. «В 2008 году тысячи танков и бронетранспортеров перешли через Кавказские горы и принесли разрушение, смерть и ненависть... Но если все соседи возьмутся за руки, если миллионы мирных людей станут плечом к плечу, подобно горам Кавказа, тогда, никакая злая сила не сможет разорвать духовную цепь пробудившихся людей», - для пущего эффекта в этом месте нужно было пустить скупую мужскую слезу.

Обратился Михаил Николаевич и к «злой силе». Перед тысячей телекамер он весьма неуклюже поставил Россию перед выбором: либо вы участвуете в трансформации региона, либо эта трансформация произойдет без вас. «Мы все желаем первого пути - видеть Россию в качестве партнера, а не врага, - цитирует GHN. - Ни у кого нет большего желания, чем у нас, чтобы Россия была страной, которая руководствуется принципами ООН на основании международного права».

А вот тут есть вопросы, господин Саакашвили. Во-первых, почему бы не спросить, что думают по поводу громогласно объявленной псевдотрансформации Кавказа признанные Абхазия и Южная Осетия? Во-вторых, президенту Грузии не мешало бы заглянуть в устав ООН, который подразумевает право наций на самоопределение. И, наконец, в-третьих, кому-кому, но не Мишико рассуждать о соблюдении международных норм и конвенций. Дав приказ о ночной бомбардировке Цхинвала, глава Сакартвело нарушил все мыслимые и немыслимые политические и даже общечеловеческие каноны.

Впрочем, если отвлечься от всех ляпов Саакашвили, создается впечатление того, что грузинский президент теперь стремится подражать российскому лидеру Дмитрию Медведеву. Как известно, именно он предложил западу договор о европейской безопасности. Только сделал это достойно, без просьб и попыток кого-то убедить. А Мишико даже не смог внятно сформулировать свою концепцию относительно небольшого региона.

Прокомментировать выступление Саакашвили в ООН корреспондент GeorgiaTimes попросил эксперта Института стратегических оценок и анализа Сергея Демиденко. По его словам, никакой концепции у президента Грузии нет, поскольку говорить о внятной идее можно лишь тогда, когда есть какая-то конкретика, а не только общие фразы. «Даже если бы речь шла о чем-то конкретном, то ситуация на Кавказе заключается в том, что ни одна мирная инициатива регионального масштаба там пройти не может, - добавил он. - К примеру, противоречия между Арменией и Азербайджаном в принципе неразрешимы».

Демиденко полагает, что за счет таких заявлений в ООН Саакашвили лишь пытается укрепить свой серьезно пошатнувшийся после разгона в 2007 году мирных акций протеста авторитет. «Это своеобразный пиар на перспективу, с прицелом, - говорит эксперт. - Саакашвили пытается показать, что у него что-то есть за душой, и что-то он вскоре предъявит. Показать, что он проводит активную политику и способен не только на истерические речи в отношении России, но у него есть внятная взвешенная внешнеполитическая концепция. Но это не так».

К слову, сегодня глава МИД Грузии Григол Вашадзе уже успел сказать, что Соединенные Штаты намерены изучить идеи, озвученные Михаилом Саакашвили с трибуны ООН. Интересно, что же распознали в этом пустословии Мишико стратеги с Капитолийского холма?