Родители и дети

Вместо Сочи в Махачкалу

В Дагестане проходит экономический форум "Дагестан-2012". Мероприятие очень представительное. В числе приглашенных такие люди, как вице-премьер Александр Хлопонин, президент Дагестана Магомедсалам Магомедов и много других статусных персон. Дагестан сейчас активно привлекает деньги для развития туристической отрасли. Мы поехали туда для того, чтобы узнать, готова ли республика принять эти деньги, стоит ли ехать сюда туристам, и если стоит, то зачем.

"Дагестан должен стать туристическим центром" - это основной лейтмотив и нынешнего экономического форума, и вообще экономической политики властей республики. В принципе, для этого есть все - море, горы, колорит. Но туристов пока нет. Мы побыли туристами в Дагестане один день, чтобы потом рассказать, стоит ли туда ехать, и если да, то что там делать.

Самолет резко поворачивает над морем, заходя на посадку в аэропорт Махачкалы. Это единственное, что напоминает Сочи, где самолет точно так же, резко делая поворот, садится на короткую полосу адлерского аэропорта. За иллюминатором другой антураж - лысоватые горы, широкая прибрежная равнина и никаких следов присутствия туристического комплекса. Берег не просто не застроен: он почти пустой. Поле деятельности для курортного строительства огромное.

На инвестиционном форуме "Дагестан-2012", ясное дело, прозвучало много хороших слов о перспективах туризма. Из экспозиций уже можно сделать примерный вывод о том, какие бренды могут вскоре появиться в республике. Это коньяки двух заводов - Кизлярского и Дербентского, отличного качества, кстати. Безумно вкусные, настоящие молочные продукты, натуральные соки и прочая качественная гастрономия.

Вместо Сочи в Махачкалу. 27357.jpeg
Хаос - естественное состояние на местных дорогах. Но это безусловно "фишка".

Но реальная жизнь протекает за воротами инвестиционного форума, переполненного vip-персонами, доставленными сюда в сопровождении мигалок.

В Махачкале уже лето, на улице жара и влажность, свидетельствующая о близости моря. Форум проходит за городом, но воспользоваться общественным транспортом, чтобы добраться в столицу, у нас не получается. Напротив небольшой мечети, в пятницу заполненной народом, стоит полиция, занятая регулировкой движения перед экспоцентром. Мы спрашиваем у полицейских, как поймать такси, но один из них отвечает: "Слушайте, я бы вас сам довез, но не могу, занят". Тут же принимается решение остановить одну из проезжающих машин и попросить водителя подбросить нас до города.

Дагестанцы, как и все кавказцы, гостеприимны. К тому же они еще не испорчены массовым туризмом, который превращает отзывчивого горца в разводилу-лохотронщика. Так что здесь не Сочи уже хотя бы потому, что народ действительно простой, понятный, и нам показалось, что этим людям можно доверять.

Махачкала выглядит не броско, но и не бедно. На каждом углу строятся многоэтажки, по дорогам ездят "Приоры" с низкой посадкой, в автомобилях "реальные пацаны" с музоном, включенным на всю мощность. Трафик в Махачкале - это отдельная песня. Мы не поняли, зачем этому городу светофоры. Зеленый или красный - машины едут, пешеходы идут, реально останавливая руками сигналящий транспорт, за рулем которого сидят нетерпеливые водители. Оживленные перекрестки напоминают юлу: здесь все крутится в полном хаосе. Впрочем, мы быстро поняли, что дорога с интенсивным движением не является поводом остановиться и подождать. Переходим как можем, вместе со всеми, в общем человеко-автомобильном потоке.

"Ты что, сошел с ума, куда ты едешь", - говорили мне близкие, узнав, что у меня билеты на рейс в Махачкалу. Горожане заметно переживают за имидж своей республики. "У нас вроде бы все спокойно, не знаю, может быть, мы привыкли к такой жизни, не замечаем, но то, что о нас пишут и говорят в СМИ, полная чушь", - говорит нам водитель ослепительно-белой Тойоты "Камри", которого полицейские попросили подбросить нас в город. То же самое мы услышим еще много раз, от совершенно разных людей.

Махачкалинцы не хотят, чтобы о Дагестане писали только в контексте спецопераций, стрельбы и бесконечных убийств. Но, тем не менее, все это есть. Нам рассказывают об арабах и еще ком-то, кого заслали в горы Восточного Кавказа иностранные эмиссары на деньги Америки для того, чтобы захватить местную нефть. Мы делаем вид, что верим. Весь драматизм ситуации в том, что в лес уходят местные ребята, и даже одного дня в республике достаточно, чтобы почувствовать остроту противоречий. Рядом с нами в автобусе спорят два дагестанских журналиста.

- Ты знаешь, Магомед бизнесом занялся.

- Да ты что, а когда это он успел, он же ходит только молиться, когда у него время бизнесом заниматься?

- А что, ты из него ваххабиста делаешь?

- Кто тебе сказал, что я из него ваххабиста делаю?

- Да ты про кого так скажешь, у него потом проблемы начинаются..

В городе Каспийск, своего рода махачкалинских Химках, расположен мегацентр "Москва", с громадным банкетным залом и прочей развлекательной инфраструктурой. Комплекс находится на берегу моря, и именно тут, от имени президента Дагестана, был организован прием для участников форума. По всему периметру - вооруженные "Калашниковыми" солдаты, наблюдающие за нашим походом к морю. Вообще присутствие силовиков очень заметное, человек с автоматом - не редкость. Но при этом вооруженные люди не производят впечатление зарвавшихся ментов: они корректны и дружелюбны. Нам, во всяком случае, так показалось.

Вместо Сочи в Махачкалу. 27359.jpeg
Местный базар уже по-настоящему восточный.

Махачкала, безусловно, достойна того, чтобы ее посетить. Это прекрасное место для гастрономического туризма. Ясное дело, местная кухня неотразима. А цены, особенно после Москвы, восхищают. Отсюда нельзя уехать, не попробовав пару базовых блюд местной кухни. Это сушеное мясо, еда абсолютно бесподобная, и хинкал. Те, кто в теме, знают, что хинкали - это блюдо грузинской кухни, по сути большие пельмени. Дагестанский хинкал - это в корне другое дело. Это куски теста разной толщины и формы (хинкалы бывают разными), с которыми подается огромный, весом не менее полкило кусок баранины и подливка, тоже очень вкусная. Порция такого размера, что обычный человек не в состоянии ее осилить. Когда мы захотели заказать к хинкалу еще и горячее, официантка сразу сказала, что мы не сможем все это съесть. Разумеется, хинкал очень вкусный. Счет сохранил нам хорошее настроение. За две порции хинкала с килограммом говядины и заварной чайник минимум на шесть-семь порций чая мы заплатили 430 рублей. Ходить после этого в московские а-ля кавказские рестораны уже не хочется.

Отведав местной кухни, мы решили, что все-таки перспективы у туризма в Дагестане есть. Самое лучшее, что могут сделать местные власти для привлечения туристов, это организовать дешевые рейсы из Москвы. Главный бренд Дагестана - это не море (оно откровенно уступает Черному), и даже не горы, которые здесь великолепны. Бренд Дагестана - это в первую очередь невероятное ощущение свободы, переходящей в анархию. Сейчас можно потратить много времени, чтобы анализировать плюсы и минусы такой российской "Сицилии". Но увядающий от стабильности и разложенной по полочкам жизни московский офисный планктон гарантированно накинется на эту экстремальную свободу.

Однако Дагестан - это явно не место, куда стоит ехать отрываться. Почти во всех ресторанах любое спиртное отсутствует как класс, женщины в городе ходят в мусульманских платках. Дагестан - это другая, исламская Россия.

Банкет от имени президента Дагестана для участников Форума по своему великолепию выходит за рамки кавказского застолья. Он больше похож на восточное пиршество. Столы ломятся от яств, на сцене выступают коллективы международного уровня, дагестанский коньяк льется рекой. Но после застолья часть участников едет в аэропорт, где их ждет спецрейс в Москву. По приезду в аэропорт у всех пассажиров берут паспорта, после чего начинается невероятный бардак. Люди не знают, где получить посадочные талоны, часть паспортов возвращают с талонами, а часть без, кому-то дают талоны, другим выдают их дважды. Сотрудники со своими обязанностями справиться не в состоянии, поэтому за дело берутся волонтеры из числа пассажиров. Они берут кипу документов и начинают самостоятельно их раздавать.

Вместо Сочи в Махачкалу. 27358.jpeg
Женский каблук способен сломать асфальт.

Власти Дагестана пытаются привлечь инвесторов тем способом, который испокон веков принят на Кавказе - поразив воображение гостеприимством и щедростью. Но потенциальный инвестор, выйдя за рамки отведенного ему места, видит неблагоустроенность и коррупцию, которая тут бросается в глаза. Мы стоим с коллегой около здания экспоцентра на недавно заасфальтированной дороге. Внешне она выглядит хорошо, но вдруг каблук коллеги увяз в асфальте. Он разрушается под давлением обычного каблука. Это говорит о том, что тот, кто асфальтировал эту дорогу, украл, наверное, 90 % денег, отведенных на ремонт. Как говорили раньше, это не дело.

Наше резюме такое: туризму в Дагестане быть. Хотя для этого еще многое предстоит сделать. Для начала - научиться не воровать.