Родители и дети

Дагестан наставят на путь истинный

О том, что Дагестан раздираем кровавыми противоречиями, знают все, но как выбраться из замкнутого круга проблем, известно немногим. Недавно свои рекомендации местным чиновникам в виде книги "Новый курс Магомедова?" опубликовал правозащитный центр «Мемориал». Авторы предложили усилить контроль над правоохранителями и сделать приоритетом права человека. Ранее экономисты составили Дагестану «Стратегию развития до 2025 года», объявив целью материальное благополучие республики. Но отдельные советы не помогают, поэтому дагестанские эксперты призывают власти привлечь специалистов извне и создать «дорожную карту»» для вывода Дагестана из тупика.

«Дорожную карту» для Дагестана предлагает создать адвокат Расул Кадиев (на фото) и его единомышленники. Без нее разрозненные рекомендации властям, уверен он, не достигнут нужного эффекта.

Юрист раскритиковал советы правозащитного центра «Мемориал» в докладе "Новый курс Магомедова?" По его мнению, не смысла, например, брать под личный контроль президента республики дела против адвокатов, так как правоохранительные органы подчиняются напрямую Москве. Так же бесполезно, полагает Кадиев, требовать от Генпрокуратуры страны проверить законность дел об участии в незаконных вооруженных формированиях: «Считаю, что рекомендации типа того, что в Дагестане надо организовать масштабную проверку из Генеральной прокуратуры, это все равно, что сказать у нас в стране система нормально работает, а в Дагестане нет. Что, естественно, не так».

Эксперты в разных областях, по мнению Расула Кадиева, должны работать вместе, чтобы не только констатировать факты и обозначать благородные цели, но еще и находить методы, которыми можно исправить ситуацию. Все это как раз могла бы отразить «дорожная карта».

Идею такого документа для Дагестана в годы президентства озвучивал еще Дмитрий Медведев. Напутствуя едва вступившего в обязанности главы республики Магомедсалама Магомедова, он заявил: «Помимо знания этих проблем, необходимо подготовить своего рода «дорожную карту» их решения. Рассчитываю, что вы сможете ее подготовить».

Некоторые эксперты в Дагестане, в том числе экономист Михаил Чернышов, начали было в прессе дискуссию о «дорожной карте», но власти ею не заинтересовались. Они ухватились за идею построения «туристического кластера» и вписали все свои мечты в «Стратегию социально-экономического развития республики» сначала до 2020, а потом до 2025 года. Тот же Чернышов писал, что экономическая статистика, от которой отталкивается эта стратегия, «дутая», и потому весь документ неработоспособный.

Сейчас понятно, что курс на экономическое развитие вообще не может быть реализован в отсутствии гражданского согласия и мира на дагестанской земле. А навести порядок одними правозащитными рекомендациями явно невозможно. Так что Дагестану требуется комплексное лечение, прописать которое должны специалисты в разных сферах.

«В регионах СКФО таких программ сейчас нет, которые могли бы отвечать на социально-экономические вопросы, отражать политическую обстановку, территориальные какие-то проблемы», - обеспокоен Кадиев. В разговоре с корреспондентом GTimes он признался, что термин «дорожная карта» заимствовал именно у Чернышова: «Михаил Михайлович - специалист в области менеджмента и говорил о карте, как именно о «пошаговом» документе. Каждый шаг в нем будет расписан функционально, это не будет такой расплывчатый документ, где ставятся цели и задачи, а где будет описано, как и почему мы до этих целей дойдем. Стратегия - этот вроде договора о намерениях. А в дорожной карте по пунктам обозначены сроки, функции, задачи и действия, а также ответственное лицо».

Разрабатывать карту могли бы как дагестанские эксперты, так и привлеченные извне. «Заказчиками могли бы быть госорганы либо федеральной власти, либо республиканской. Выделение денег на это дело могло бы быть стимулом для серьезных экспертов, которые отвечают своим именем. Это, например, Ирина Стародубровская (руководитель направления "Политическая экономия и региональное развитие" Института экономической политики им. Егора Гайдара - ред.), Денис Соколов (эксперт исследовательского центра RAMCOM), Костя Казенин - эксперт по Дагестану очень серьезный. Им эта работа была бы интересна», - уверен Кадиев.

Вообще собрать специалистов по дагестанским проблемам в некий «экспертный клуб» Кадиев и другие неравнодашные к судьбе своей малой родины специалисты из различных общественных и государственных организаций мечтают уже давно. Отчасти эта идея аналога Валдайского клуба уже реализована. «Чернышовым она была пробита в форме «экспертного совета», который проходил во второй день Дагестанского экономического форума в Москве. Там были доклады и в области экономики, и социологии, и в области гуманитарного развития Дагестана. Я делал доклад о роли правоохранительных органов в развитии республики, - отметил Расул Кадиев. - Кроме того, наша идея реализована в проекте «Дагестанский гражданский университет». Мы приглашаем экспертов, и они встречаются со слушателями проекта, среди которых бывают и чиновники. Идет живой обмен мнениями. Это попытка сформировать реальную, а не мнимую экспертную базу на территории республики и сблизить экспертов с людьми, принимающими решения».