Родители и дети

Пожмут ли Москва и Тбилиси друг другу руки?

При правительстве Грузии появилась новая должность - специальный представитель по вопросам связей с Россией. Работа спецпредставителя включает в себя налаживание контактов в области экономики, культуры, а также вопросы безопасности на Северном Кавказе - стратегически важном регионе как для России, так и для Грузии. На эту должность рекомендован Зураб Абашидзе - экс-посол Грузии в РФ и бывший представитель Грузии в НАТО. Чего в этом свете стоит ожидать обеим странам? На эту тему с GTimes беседовали эксперты из России и Грузии.

Андрей Арешев, эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН.

"Мне представляется, что новое грузинское руководство переосмысливает печальное наследство Саакашвили в плане российско-грузинских отношений. Потребности Грузии, прежде всего экономические, диктуют необходимость пересмотра грузинской стратегии в отношении России. Я бы в этой связи обратил внимание на недавнее заявление министра энергетики Грузии Кахи Каладзе о необходимости возобновления импорта российской электроэнергии уже зимой 2012-2013 годов, поскольку это насущная потребность Грузии. В этом контексте назначение Зураба Абашидзе ответственным за российское направление грузинской политики является очень серьезным шагом. Этот шаг более серьезен, чем дежурные извинения госпожи Панджикидзе о том, что "Тбилиси не восстановит дипотношений с Россией до тех пор, пока у Москвы будут посольства в Сухуми и Цхинвали".

Абашидзе очень опытный дипломат. Он работал в посольстве Грузии в РФ, был представителем Грузии при НАТО, выполнял ряд других дипломатических миссий. Зурабу Абашидзе предстоит очень непростая задача. Прогресс в отношениях будет возможен лишь в случае решительного отказа Тбилиси от достижения заранее нереальных целей. В частности, если Тбилиси по-прежнему будет увязывать общий комплекс российско-грузинских отношений с вопросом Абхазии и Южной Осетии, то прогресса не будет. Россия решила этот вопрос четыре года назад по итогам ответа на агрессию тогдашнего грузинского режима, который теперь уходит в прошлое.

Пожмут ли Москва и Тбилиси друг другу руки?. Зураб Абашидзе
Зураб Абашидзе

Если грузинская сторона откажется от милитаристской риторики и стремления дестабилизировать Северный Кавказ, то прогресс будет. Первыми шагами к этому уже стали публичные заявления Бидзины Иванишвили и двух других членов его команды по поводу сочинской Олимпиады. Они заявили, что грузинские спортсмены не только не будут бойкотировать Олимпиаду-2014, но и примут в ней активное участие. Это заявление имплицирует в себя существенную ревизию прежней грузинской политики на Северном Кавказе, которая для России была деструктивной.

На практике действия Грузии в этом регионе зачастую были вооруженными провокациями, пример которому показывает расследование августовских событий в Телавском районе. Телави показал, что Саакашвили решил отсрочить свой уход с помощью вооруженной провокации, жертвами которой стали граждане Грузии.

Надеемся, что Зураб Абашидзе в качестве спецпредставителя по делам России - это знак если не восстановления отношений России и Грузии, то хотя бы потепления в этих отношениях. В первую очередь это нужно самому Тбилиси. Что касается интеграции Грузии в НАТО и ЕС, то здесь опыт господина Абашидзе пригодится как никогда. Абашидзе прекрасно в курсе дела и сможет умело корректировать направление дипломатических действий. Тем более что сейчас вопрос вступления Грузии в НАТО стоит не столь резко, как это было при Саакашвили. Немедленное вступление Грузии в НАТО также невыгодно Брюсселю, поскольку это потребует резкой постановки вопроса о территориальной целостности Грузии. Если такой вопрос будет поставлен, то НАТО де факто окажется в состоянии войны с РФ. Учитывая нынешние большие проблемы "большого Запада", конфронтация Запада и России вряд ли произойдет, тем более что нынешняя Грузия вряд ли захочет конфронтации с Россией".

Тенгиз Пхаладзе, председатель Грузинского центра геополитических исследований.

"Зураб Абашидзе - очень опытный дипломат, который работал и с Россией, и с НАТО. Он много раз доказывал свою способность к сложной дипломатической работе. Выдвижением кандидатуры Зураба Абашидзе Грузия еще раз подчеркнула свою готовность к разумному диалогу с Российской Федерацией в формате переговоров.

Cо стороны Грузии это подтверждение давних стремлений иметь хорошие отношения с Россией. Сама Грузия ждет изменений со стороны Российской Федерации. Оккупированы территории Грузии, а не России, и оккупантом является Россия, а не Грузия. Следовательно, если Россия готова в рамках переговоров с Грузией обсуждать эти существенно важные вопросы, то это очень хорошо.

Тбилиси не раз подчеркивал свое желание иметь хорошие добрососедские отношения с Москвой, и именно поэтому представителем по вопросам связей с Россией выбран Зураб Абашидзе. Но если Москва будет согласна исключительно на одностороннее, то есть грузинское желание урегулировать отношения, то усилия не увенчаются успехом. Москва по сей день открыто говорит о так называемой независимости Абхазии и Южной Осетии, открывает там свои посольства и принимает послов оттуда. В таких условиях ни о каком разговоре о восстановлении российско-грузинских дипломатических отношений быть не может".