Новости психологии

Российская военная база останется в Таджикистане на 29 лет вместо 49

Переговоры о судьбе 201-й российской военной базы в Душанбе прошли накануне за закрытыми дверями. Их возглавили замминистра обороны Анатолий Антонов, министр юстиции Таджикистана Рустам Менглиев и глава Генштаба Рамиль Надыров.

Договоренности по дислокации в Таджикистане 201-й российской военной базы (РВБ) близки к завершению. Они подразумевают безвозмездные условия дислокации РВБ в республике на срок 29 лет, если это не будет изменено в окончательном варианте соглашения, сообщили источники, близкие к переговорам.

"В предварительном варианте договора прописан срок его действия — 29 лет, однако это цифра может быть изменена в ту или иную сторону максимум на 10 лет, если на последнем этапе переговоров стороны поднимут этот вопрос", — сообщил источник.

По его словам, "по этому варианту договора вопросов ни у российской, ни у таджикской стороны почти не осталось, кроме собственно вопроса по сроку его действия". "Окончательный вариант договора будет утрясен после встречи руководителей двух стран", — отметил другой источник.

Где и когда состоится эта встреча пока точно не известно. СМИ в Таджикистане со ссылкой на неназванные источники считают, что встреча может состояться в Душанбе уже в октябре текущего года. "В проекте договора речь об арендной плате за базу не идет", — добавил он, передает "Интерфакс".

В экспертных кругах вызвал удивление тот факт, что таджикскую делегацию на встрече с представителем Минобороны России возглавляет министр юстиции Таджикистана Рустам Менглиев. Отсутствие на встрече министра обороны Таджикистана Шерали Хайруллоева объясняют его затяжной командировкой в Горно-Бадахшанскую автономную область (ГБАО), где он с 24 июля руководит спецоперацией правительственных сил против вооруженных групп в городе Хорог.

Эксперты не исключают, что стороны уже успели обговорить все условия, и в задачу министра юстиции входит "юридическая коррекция" проекта соглашения. Но прежние заявления как таджикской, так и российской стороны относительно переговорного процесса по судьбе 201-й российской военной базы не внушали больших надежд. По итогам своей предыдущей поездки Анатолий Антонов на встрече с представителями СМИ выразил осторожный оптимизм, подчеркнув, что "хотелось бы, чтобы мы в ближайшее время подошли бы к подписанию текста такого соглашения, которое бы отвечало национальным интересам как России, так и Таджикистана". Тогда эксперты обратили внимание на тот факт, что замминистра обороны России провел пресс-конференцию на территории посольства России в Душанбе. Обычно зарубежные чиновники проводят брифинги для прессы сразу же после окончания встречи с президентом, чего не произошло в случае с Антоновым.

Буквально через несколько дней после отлета Антонова из Душанбе источники ряда СМИ в качестве "утечки" сообщили, что руководство Таджикистана готово в одностороннем порядке пролонгировать сроки пребывания российских военных в этой стране до 2016 года. Эту информацию официальный Душанбе не опроверг и не подтвердил. Хотя российский посол в Таджикистане заявил, что не слышал о таком предложении.

Напомним, срок нынешнего соглашения заканчивается в 2014 году. Как считают эксперты, такой шаг Душанбе, в принципе, неплохой выход из сложившегося тупика в переговорном процессе. До 2016 года в Таджикистане пройдут президентские и парламентские выборы. И тогда Эмомали Рахмон (в Душанбе не сомневаются в его победе на президентских выборах 2013 года) сможет в спокойной обстановке и с учетом новых реалий после вывода западных войск из Афганистана определиться в вопросе будущего 201-й российской базы. Хотя еще месяц назад некоторые таджикские чиновники стали открыто говорить и о том, что 49 лет для нахождения иностранных военных на территории страны — это слишком большой срок, необходимо его сократить до десяти лет.

При этом в Душанбе пока не сомневаются, что в ближайшей перспективе Рахмон вынужден будет смириться с наличием российских военных в своей стране. Его противники считают, что он пришел к власти в 1992 году благодаря "российским штыкам", и столь долго ему удается удержаться у власти опять же благодаря поддержке Москвы. Как заявил лидер социал-демократов Таджикистана Рахматулло Зойиров, нахождение российских военных в стране — аргумент исключительно в пользу Рахмона, продлевающий его власть. Но благодаря "многовекторной внешней политике" появились новые союзники и стратегические партнеры Таджикистана, которые не столь рады российским военным в зоне их интересов.

При этом экспертное сообщество Таджикистана не исключает причастности Москвы к событиям на востоке страны, в Горно-Бадахшанской автономной области. По их мнению, Москва таким образом дала понять Душанбе, кто в регионе хозяин. При этом вспоминают историю восьмилетней давности, когда в Москве по запросу таджикских властей был арестован лидер таджикских демократов Махмадрузи Искандаров, который затем был отпущен на свободу. Тогда Искандаров произнес свою историческую фразу: "Путин освободил меня, а я освобожу таджикский народ". После этого состоялась экстренная встреча президентов двух стран в Сочи, где Таджикистан согласился на бесплатное пребывание российской военной базы, а в счет своих долгов отдал в собственность России Центр космического наблюдения "Окно" в городе Нурек. А Махмадрузи Искандаров вскоре пропал и "объявился" в душанбинском СИЗО. После чего таджикский суд приговорил его к 23 годам лишения свободы.

Между тем в Душанбе готовятся к визиту Владимира Путина. Не исключено, что он посетит таджикскую столицу в начале октября, и, возможно, сможет лично поздравить Рахмона с шестидесятилетием. И, как считает большинство экспертов, именно на этой встрече будет решен и вопрос о продлении сроков пребывания 201-й российской военной базы, передает ИА REGNUM.