Белоруссии, в её постоянных торговых спорах с Москвой, нужен серьезный раздражитель, а Грузии - ближайший соратник России, который, при случае, поддержал бы её политику и оправдал возможную следующую войну против Абхазии и Южной Осетии.
Заигрывания Александра Лукашенко с режимом Михаила Саакашвили связаны с приближающимися выборами президента Белоруссии, назначенными на 2011 год, и попытками нынешнего главы белорусского государства получить поддержку Кремля в обмен на разрыв отношений с Тбилиси. Он занимается откровенным политическим шантажом России и использует ее противников. Лукашенко рассчитывает и на получение выгод на Западе для себя лично. Надо сказать, что это у него получается, потому что тот накат, который шел на него как на "последнего диктатора Европы" прекратился. Сейчас на Западе он воспринимается гораздо более благосклонно, чем это было еще совсем недавно.
Лукашенко предоставляет Саакашвили информационное пространство, и все это делается в пику Москве, чтобы показать, насколько он независим. 15 июля в эфире Первого национального телеканала было показано интервью президента Грузии Михаила Саакашвили, в котором он коснулся таких вопросов, как непризнание независимости Абхазии и Южной Осетии со стороны Белоруссии, а также проблем текущего состояния грузино-белорусских и грузино-российских отношений. А за несколько дней до этого на Украине прошла встреча Саакашвили и Лукашенко.
Последнее «потепление» в отношениях Минска и Тбилиси является частью политических интриг Александра Лукашенко. Это очередной пример непоследовательного поведения властей Белоруссии во внешней политике. Признавать или не признавать Абхазию и Южную Осетию - это право Александра Лукашенко. В конце концов, мы можем обойтись и без признания со стороны Минска. Но пожимать руку грузинскому президенту, человеку, который отдал приказ об убийстве российских миротворцев, российских граждан - это наводит на неприятные мысли. Такие поступки говорят о том, что они лоббируют интересы третьих стран и действуют исключительно под влиянием личных амбиций.
А последние заявления представителей грузинских и белорусских властей о запрете посещения территории Южной Осетии и Абхазии для граждан Белоруссии являются пределом разумного в политических играх. О демократии можно забыть.
Так почему же Лукашенко понадобился Саакашвили? Ведь так все хорошо начиналось. Президент РФ Владимир Путин и президент Белоруссии Александр Лукашенко обещали создать единое государство, при этом даже называя конкретные сроки - январь 2003 года. Они планировали, что 1 июля 2003-го будет создано совместное российско-белорусское предприятие по транспортировке газа через Республику Беларусь на Запад, а в 2005-м Лукашенко введет в обращение в своей стране безналичный российский рубль. Затем планировалось политическое объединение и принятие единой Конституции.
Дальше начались разногласия. Минск считал, что объединение должно произойти путем создания наднациональных органов власти. Это позволило бы Лукашенко остаться у власти в качестве главы единого государства. Кремль настаивал на создании в Москве единого центра эмиссии рублей, а Минск видел в этом угрозу собственной независимости. Хотя на первый план был выдвинут экономический шаг.
Российский сценарий его создания таков - покупка "Газпромом" контрольного пакета (51%) акций "Белтрансгаза". Белорусский сценарий - контрольный пакет "Белтрансгаза" не продается, поскольку это "национальное достояние", зато РФ может приобрести 49% "Белтрансгаза", заплатив за них долей в магистральном газопроводе "Ямал-Европа", который является стопроцентной российской собственностью и проходит по территории Белоруссии.
Отказ от газового СП (и по сути, вообще, от слияния РФ и РБ по российскому сценарию - так как позже, в октябре 2003-го Лукашенко заявил, что во вхождении в рублевую зону тоже не видит необходимости) означал повышение цен на газ, продаваемый братской республике. Белоруссия получала его по 30 долларов за тысячу кубометров, в то время как Украина платила нам 50 долларов, а мировые цены составляли 110-120 долларов за тысячу кубометров. Кроме "Газпрома" пресловутое "голубое золото" в Белоруссию поставляли независимые российские компании "Итера" и "Транс Нафта" по 46 долларов 68 центов, но они обеспечивали только 25% потребностей республики. Вдобавок, объем прокачки и сама возможность поставки газа всё равно регулировалось государством, в собственности которого находится и "Газпром", и газопровод.
Из-за льгот, предоставляемых Белоруссии, "Газпром" ежегодно терял до 500 миллионов долларов. Газовый транзит через Белоруссию в Польшу, Литву, Германию, Голландию и Великобританию обходился России в 2,5 раза дешевле, чем через Украину, но это все равно не окупало потерь. Поэтому "Газпром" объявил, что с начала 2004 года будет качать в Республику Беларусь газ по цене 50 долларов за тысячу кубометров, либо не будет качать вообще. Александр Лукашенко сразу же заявил, что страна потеряет как минимум 120 миллионов долларов, и в бюджете не останется денег на выплату пенсий и зарплат. Российский президент Путин белорусских бабушек жалеть не стал.
Чтобы понять, что значит для России перекрытие белорусского вентиля, приведем такие цифры: ежегодно в Европу через РБ поставляется примерно 12 миллиардов кубометров газа по цене от 110 долларов за тысячу кубометров, а в Белоруссию должно быть поставлено примерно 21,9 миллиардов кубометров по ценам 46,68-50 долларов за тысячу кубометров. Другими словами, экспорт в Европу дал бы приблизительно 1,3 миллиарда долларов в год, а в РБ - 1,1 миллиарда. В тоже время поставки РБ по цене 41 доллар за тысячу кубометров принесли бы около 0,9 миллиарда.
Республика Беларусь, прибегая к дворовой лексике, начала "давить на жалость". Правительство РБ заявило: "Такого беспрецедентного шага, как отключение людям газа зимой при почти 20-градусном морозе, еще не было со времен Великой Отечественной войны... Правительство будет использовать все резервные источники, чтобы в квартирах и социальных учреждениях оставалось тепло". А Лукашенко пригрозил: "Теперь наши отношения с Россией надолго будут отравлены газом".
История и цифры - все, что нужно для понимания логики дальнейших шагов со стороны Лукашенко. А теперь подумайте, может ли этот мстительный человек не использовать фашистского лидера в своих целях? Хорошо, экономический конфликт с Россией, который затягивается на годы, понятен. Но при чем здесь Саакашвили?
Для Лукашенко заигрывания с Саакашвили - это карта, причем козырная. Первое - через него можно пролезть в Евросоюз, второе - показать, что против России сложилась коалиция. Третье - или газ на наших условиях, или перманентный политический шантаж.
Саакашвили тоже не кукла. Он прекрасно понимает, что союз с Белоруссией не вечен. Ему нужна одиозная фигура, которая поддерживала бы его, пусть и временно. Славяне против славян - классика любого агрессора. И здесь Саакашвили нисколько не проигрывает. Союз нерушимый, но не долговечный.