Как сообщило грузинское внешнеполитическое ведомство, Российская Федерация 19 и 21 января официально потребовала обеспечить возможность для проведения инспекции военных объектов Грузии. Апеллируя к Венскому документу ОБСЕ по мерам укрепления доверия и безопасности от 1999 года.
В этой связи BBC проинформировала, что этот документ требует от всех стран-членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе регулярно обмениваться подробной информацией о своих вооруженных силах. Любое из этих государств вправе требовать от партнеров по ОБСЕ проведения инспекции военных объектов, но не чаще, чем раз в календарный год. Как гласит Венский документ, отказ возможен только при наличии форс-мажорных обстоятельств на территории страны.
"Если принимающее государство не имеет возможности принять инспекцию в силу форс-мажорных обстоятельств, оно незамедлительно представляет по дипломатическим и иным официальным каналам детальные разъяснения причин непринятия и, по возможности, указывает предположительную продолжительность существования обстоятельств, служащих основанием для ссылки на форс-мажорную ситуацию", - говорится в пункте 78.2.
Вроде бы МИД Грузии поступил по правилам. Однако ссылка на форс-мажор - то есть на внезапно возникшие непреодолимые обстоятельства - обоснована присутствием российских военных в Абхазии и Южной Осетии, которые там находятся... уже пять месяцев! При этом и само объявление форс-мажора последовало аж через три дня после обращения России.
Интересно и другое. В распространенном грузинским внешнеполитическим ведомством сообщении подчеркивается, что в отношении других стран-членов, подписавших Венский документ, Грузия готова полностью выполнить все его положения. Короче говоря, форс-мажор только для Росии. А всем остальным - добро пожаловать! Если по-грузински - "мобрдзандит".
Причем не пускать российских инспекторов на военные объекты решено всерьез и надолго. Это следует из разъясняющего заявления главы МИДа Григола Вашадзе: «Форс-мажор будет отменен только в случае полной деоккупации Россией территории Грузии, включая Абхазию и Цхинвальский регион».
Чуть ли не все грузинские политики и эксперты уже высказали свою полную поддержку руководству страны, считая объявление форс-мажора в отношении России «естественным и своевременным дипломатическим шагом».
МИД России расценил действия официального Тбилиси как, сообщает «Интерфакс», очередную попытку скрыть правду о нахождении грузинских воинских частей: "Грузинская сторона неоднократно говорила, что ее вооруженные силы находятся в местах своей постоянной дислокации в соответствии с договоренностью Медведева-Саркози, и предлагала это проверить. Но, когда дело дошло до реальных действий, пошла на попятную".
Кстати, западные журналисты отмечают - в тексте Венского документа не конкретизируются, что именно понимается под форс-мажорными обстоятельствами.
Европа пока никак не отреагировала на очередной всплеск конфронтации между Москвой и Тбилиси.
Между тем, Россия в последнее время все настойчивее привлекает внимание европейцев к тому, что Грузия восстанавливает военную инфраструктуру на деньги зарубежных доноров, выделенных на реабилитацию пострадавшей от августовской экономики. И намерение проинспектировать военные объекты этой страны выглядит в этом контексте вполне оправданным.
Ирина Пташковская