Саудовская Аравия - один из самых важных игроков арабского мира. Здешняя нефть питает американскую экономику, а нефтяные шейхи КСА давно стали частью западного политического бомонда. Ради нефти и политических гарантий США с готовностью прощают восточному партнеру ваххабитскую теократию, неограниченную власть королевской семьи и невиданную дискриминацию женщин. Как себя поведет нефтяной оазис ваххабизма в случае войны с Ираном? Об этом GTimes рассказал Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока.
В исламском мире любят повторять, что ваххабиты никогда бы не смогли бы взять власть в Аравии, если бы им не помогала Великобритания. Британцы содействовали ваххабитам начиная с XVIII века, когда шейх экстремистской общины Абдулваххаб только начал свой джихад на Аравийском полуострове. С помощью ваххабитов британцам удалось ослабить османское влияние в арабском мире. В награду за это ваххабитский род Саудов получил от Запада право на неограниченное владение арабскими провинциями Неджд и Хиджаз, ставшими потом Королевством Саудовская Аравия. В 30-х годах XX века на пустынных землях воинственной бедуинской державы была найдена нефть. В феврале 1945 года произошло событие, положившее начало союзу саудитов и США. 14 февраля того года, спустя несколько дней после Ялтинской конференции, саудовский король Абдель Азиз и Франклин Рузвельт встретились у египетского побережья на борту американского крейсера «Куинси». Там был заключен знаменитый пакт «Куинси», по которому Штаты получали монополию на приобретение саудовской нефти, а саудиты - международную гарантию защиты от любой внешней угрозы.
Запад долго закрывал глаза на реальную жизнь в КСА: неслыханную коррупцию, узаконенное женское рабство, преследования инакомыслящих, пытки. Во всем перечисленном в западной печати было принято винить режим Исламской Республики Иран. Стоит добавить, что ваххабиты КСА, будучи маргиналами исламского мира, всегда считали шиитов врагами. Шииты отвечали им взаимностью. Это противостояние и сделало саудовский режим западным противовесом Ирану на Ближнем Востоке. Геополитические «паззлы» Ближнего Востока сейчас складываются в картину международной атаки на Иран. Как себя поведет саудовская монархия? Об этом GTimes рассказал Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока.
- Cаудовская Аравия - союзник США на Ближнем Востоке. Следуя этой логике, она должна быть также союзником Израиля. Или это не так?
- Саудовская Аравия никогда не была союзником Израиля. Она всегда была самым ярым противником Израиля. Судя по всему, КСА всегда таким противником и останется. Что касается США, КСА поддерживает с этой страной теснейшие отношения. Однако союзников в межгосударственных отношениях в принципе не бывает. Об этом 11 сентября известного всем года напомнил Соединенным Штатам Усама бен Ладен.
- Как в КСА было принято относится к антииранским выпадам Израиля?
- Иран обещает уничтожить Израиль, и тот пытается этого не допустить всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Иран одновременно является серьезным геополитическим противником Саудовской Аравии. Следовательно, война евреев с шиитами - это естественная заветная мечта ваххабитского режима Эр-Рияда. Эта война позволила бы Эр-Рияду с удовлетворением наблюдать за тем, как Иран и Израиль уничтожают друг друга. Сами ваххабиты КСА не приложат к этой войне никаких усилий. Эта мечта вряд ли сбудется, но это вполне соответствует реальному отношению саудовцев к противостоянию Ирана и Израиля.
- В конце декабря министр информации Ирана Хайдар Мослехи проводил переговоры в Эр-Рияде с саудовским принцем Наифом. Каково было их содержание? Чего удалось добиться сторонам?
- Иран и Саудовская Аравия пытались на этих переговорах снять напряженность во взаимоотношениях и вывести их на уровень отношений взаимного сдерживания. Прежде всего, это сдерживание в таких конфликтных зонах, как Йемен, Ливан, Сирия, Ирак, шиитские общины Аравийского полуострова. Трудно сказать, в какой мере это удалось сторонам. В свое время аналогичный пакт Молотова-Риббентропа в Европе проработал недолго.
- Как духовные лидеры Ирана относятся к саудовской ваххабитской теократии? Что думают насчет саудовского ваххабизма рядовые граждане Ирана? Насколько известно, иранцы - очень религиозные люди.
- В Иране религиозен режим аятолл. Рядовые иранцы - они не только религиозные люди. В Иране колоссальное количество светского населения. Понятно, что плохое отношение аятолл Ирана и ваххабитских шейхов КСА взаимно. С точки зрения саудовцев, шииты - еретики. С точки зрения иранцев, ваххабиты - еретики и фанатики. Еретик, как известно, хуже иноверца. Отношения между шиитами и суннитами - это состояние перманентной гражданской войны, которая длится тысячу триста с лишним лет. Что уж тут говорить об отношениях между шиитами и ваххабитами, представителями ультрарадикального суннитского направления? В самой Саудовской Аравии представители умеренных суннитов считаются еретиками. Что уж тут говорить о шиитах.
- Представим себе, что США и Израиль смогут договориться и нанесут удар по Ирану. Что будет делать в этом случае Саудовская Аравия?
- Саудовская Аравия будет приветствовать любой удар по Ирану. Она не будет этого делать публично. Она будет со всей ханжеской скорбью, свойственной ваххабитскому и подобному ему режиму, сожалеть о том, что пусть еретическое, но все-таки исламское государство Иран подверглось нападению извне. Сохраняя такую ханжескую мину, КСА будет способствовать скорейшему нападению на Иран. Что, собственно, Саудовская Аравия сейчас и делает.
- На Аравийском полуострове Иран опирается на поддержку Омана. Что станет с Оманом в случае войны против Ирана?
- Султанат Оман в этом противостоянии является нейтральной стороной. Это объясняется тем, что Оман является страной-участницей Организации стран Персидского залива, является членом этого клуба арабских монархий. При этом Оман придерживается тесных отношений с Ираном, в том числе и в сфере безопасности. Но Оман - не союзник Ирана, и никогда им не был. Единственным союзником Ирана в арабском мире была только одна страна - Сирия. Других союзников в арабском мире у Ирана нет. Война с Ираном может затронуть весь Ближний Восток, даже весь Персидский залив. Если боевые действия переместятся в Ормузский пролив, то полуостров Мусандам, провинция Омана, вряд ли останется в стороне от этих военных действий. Но поскольку Оман располагается на значительно большой территории, которая находится в значительном удалении от потенциального театра военных действий, то стоит полагать, что именно эту территорию война просто не затронет.