Мужчина и женщина

Как-то раз армянин, грузин и азербайджанец...

Раздел культурного наследия на Кавказе продолжается. Грузинские историки во что бы то ни стало хотят доказать, что армяне - пришлое население в стране и не имеют права требовать особых привилегий.

Накануне доктор филологических наук, профессор, академик Абхазской академии Бондо Арвеладзе дал повод для новых споров, оспорив принадлежность армянских церквей в интервью азербайджанскому агентству The First News.

По его словам армяне не имеют права называть себя потомками урартийцев, а Урарту - древней Арменией, потому что это «далеко не так». Он также назвал грузинскими памятниками церкви Тайка (на севере Турции), а армянские церкви, находящиеся в НКР, объявил «албанскими», чью культуру наследовали азербайджанцы.

Но то, к чему затаив дыхание прислушались в Азербайджане, вызвало резкую критику в армянских СМИ. Заявления Арвеладзе портал Aysor.am назвал калькой азербайджанской пропаганды.

Надо сказать, что относительно Урарту в исторической науке действительно ведутся дискуссии, насколько Армения связана с этим древним государством. Однако все историки подтверждают, что армянский народ включил в себя, помимо других народностей, и урартийцев. А культурное наследие страны на Армянском нагорье 8-4 веков до нашей эры безусловно в большей степени воспринято именно Арменией, а не другими государствами Закавказья.

Что касается принадлежности церквей в Нагорном Карабахе, Турции и Грузии, то этот вопрос должны исследовать независимые эксперты. Ведь ни грузинская, ни азербайджанская, ни армянская научные школы не способны сейчас представить неангажированные выводы. Все эти государства еще не прошли процесс национальной самоидентификации после развала СССР, не решили территориальные проблемы, не уточнили границы. Потому и заносит историков из стороны в сторону.

Но если говорить конкретно об армянских церквях в Грузии, то цифры, которые приводит Арвеладзе, говорят не против, а в пользу армян. Ранее они претендовали на 50 церквей, а сейчас отстаивают пять. То есть они итак уступили грузинским священникам большую часть религиозных памятников и пытаются защитить только самые бесспорные.

К тому же, если бы церкви Сурб Геворк, Сурб Норашен, Шамхорецоц Сурб Аствацацин, Сурб Ншан, Ереванцоц Сурб Минас и Сурб Ншан в Ахалцихе грузины действительно считали своими историческими памятниками, допустили бы они их разрушения?

GeorgiaTimes осенью опубликовала фотографии Сурб Геворк, в которой рухнула стена. Только после акции протеста грузинских армян официальный Тбилиси пообещал начать ее реставрацию. Кстати, священники ГПЦ ни разу не навестили развалины храма...

А на этой неделе случился скандал вокруг церкви 18-го века Сурб Ншан. На ее территории одна добрая грузинка устроила... псарню. Общегражданское Движение «Многонациональная Грузия» в связи с этим провело акцию протеста, потребовав от мэрии Тбилиси защиты исторического памятника

Сурб Ншан с 2007 года находится в ведении министерства культуры Грузии. Однако ее состояние заброшенности говорит о полном безразличии чиновников. Внутреннее убранство, в том числе древние фрески, уничтожено пожаром и бомжами, во дворе скопился строительный мусор. Одно из надгробий выдающихся деятелей - Василию Мегвинову, бельгийскому вице-консулу - рухнуло.

Создание в церкви приюта для собак стало последней каплей. Хотя к моменту проведения протестной акции питомник убрали, в «Многонациональной Грузии» осталась видеозапись, подтверждающая факт надругательства над святыней.

На переговорах с Ереваном Тбилиси неоднократно подчеркивал, что между двумя государствами нет неразрешимых вопросов. Так, проблемы армянского населения в грузинском регионе Самцхе-Джавахети обсуждались на заседании межправительственной комиссии, которое состоялось в Ереване 26 января. По словам премьера Армении Тиграна Саркисяна, стороны договорились восстановить армянские церкви в Грузии, улучшить условия преподавания армянского языка в школах Джавахети, решать другие болезненные вопросы.

Однако когда результаты этих переговоров дадут о себе знать - неизвестно. Во всяком случае, армянский активист Ваагн Чахалян продолжает отбывать срок по сфабрикованному делу в грузинской тюрьме, а джавахкская диаспора в России попросила российские власти выступить в защиту интересов национальных меньшинств в Грузии.

Свою просьбу армянские активисты обосновывают тем, что власти Грузии позволяют себе за полмиллиона долларов нанимать лоббистов в США. Так почему же коренным армянам в Самце - Джавахети не заиметь таких же лоббистов в России?

«Заверяем всех, что наше обращение основывается на базе многочисленных обращений и публикаций, имеющих место в независимых СМИ, в которых ярко отражается реальное бедственное положение нацменьшинств, проживающих в Грузии. Мы также заверяем, что наше обращение не преследует каких-либо сепаратистских устремлений, а лишь предполагает фактическую защиту и лоббирование во властных структурах России интересов национальных меньшинств, проживающих в Грузии», - говорится в обращении.

Надо сказать, что азербайджанцы уже высмеяли эти «заверения» на своих пропагандистских сайтах, хотя представители их народа также превалируют в некоторых регионах Грузии и испытывают на себе все прелести статуса «меньшинства» в националистической стране. Но все же Азербайджан на Кавказе благодаря своим нефтяным ресурсам имеет более сильные позиции, чем окруженная недругами и зависимая от транзита по Грузии Армения. И проблемы азербайджанцев в Квемо-Картли, надо полагать, решаются намного проще, чем у армян в Джавахке.

Инициатива джавахкской диаспоры вряд ли понравится Тбилиси, который всеми силами старается убедить мир в том, что армянское население- пришлое, причем не только для Грузии, но и для Нагорного Карабаха, и для Турции. И концепция «арменолога» Арвеладзе тут как нельзя кстати.