Наблюдателей ОБСЕ нет в Грузии и Южной Осетии уже давно - с 1 января 2009 года миссия перешла в режим свертывания, а 30-го июня организация прекратила свою работу на Кавказе в связи с непродлением мандата. При этом председательствовавшая на тот момент в ОБСЕ Греция несколько раз предлагала техническое продление без учета признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, а Москва настаивала на учете новой геополитической ситуации на Южном Кавказе, сложившейся после августовского нападения грузинских войск на Цхинвал.
Более того, российская сторона неоднократно выступала со своими инициативами по созданию двух самостоятельных миссий на территории Грузии и Южной Осетии, но в ОБСЕ на такой шаг не пошли, сочтя размещение полноценного офиса организации в югоосетинской столице косвенным признанием республики. Таким образом, 17-летняя история пребывания наблюдателей в зоне грузино-югоосетинского конфликта подошла к концу.
В августе с инициативой открытия грузинского офиса ОБСЕ выступила председатель организации Дора Бакоянни, которая настаивала на продолжении работы наблюдателей в Грузии. Однако такой вариант не устроил югоосетинскую сторону, по мнению которой, ОБСЕ не сможет сохранять нейтралитет при наличии лишь офиса в Грузии. Узнав о новых задумках, Цхинвал отреагировал достаточно резко. Полпред президента Южной Осетии по постконфликтному урегулированию Борис Чочиев предупредил ОБСЕ, что в случае реализации этой инициативы будет нанесен серьезный удар по женевским переговорам о ситуации на Кавказе и по обсуждению механизмов предотвращения и реагирования на приграничные инциденты.
После этого последовало относительное затишье, но в октябре к вопросу присутствия ОБСЕ на Кавказе вернулись. О том, что организация сделает все возможное для возвращения в Грузию, заявил премьер-министр Греции Георгиос Папандреу. «По-прежнему существуют замороженные конфликты, и мы не имеем права оставить их без внимания, - отметил он. - Августовские события еще больше укрепили эту позицию. Люди на себе испытали результаты этого конфликта. А в действительности им требуется стабильность и спокойствие».
И вот теперь - новая инициатива. На этот раз грузинская, и при новом председателе ОБСЕ - Казахстане. Как сообщил Давид Бакрадзе, во время недавних переговоров с действующим председателем ОБСЕ - министром иностранных дел Казахстана Канатом Саудабаевым основной акцент был сделан на путях урегулирования конфликтов и восстановлении миссии организации в Грузии, передает ИА Trend. «По этому поводу у действующего председателя ОБСЕ есть свои предложения, как можно достичь этой цели, - подчеркнул председатель парламента Грузии. - Эти предложения в ближайшее время, возможно, примут конкретный вид. С нашей стороны есть полная готовность к сотрудничеству, и я надеюсь, что председательство Казахстана будет успешным и удастся восстановить миссию ОБСЕ в Грузии».
Несмотря на заявления Бакрадзе, говорить о перспективах нынешнего грузинского проекта на сегодняшний день все-таки сложно. В условиях, когда Тбилиси продолжает исходить из принципа своей территориальной целостности, договориться с Москвой у ОБСЕ не получится. В свое время глава МИД России Сергей Лавров подчеркнул: «Мы хотим, чтобы представители ОБСЕ и ОНН продолжили работу в регионе. Но партнеры за рубежом заинтересованы не в расширении международного присутствия, а в концентрации действий по нахождению формулировок, подтверждающих территориальную целостность Грузии». Лавров выразил надежду на то, что принципы ОБСЕ «все-таки станут священными и юридически обязывающими для всех стран-участниц», а в ближайшем будущем будет создан механизм, гарантирующий неповторение событий августа прошлого года.
В этой связи думается, что очередная попытка ОБСЕ вернуться на Кавказ застопорится именно на поиске формулировок, подтверждающих былую целостность Грузии. Для продолжения полноценной миротворческой миссии организации нужно учитывать мнение не только Грузии, но и России, а также молодых закавказских республик. До последнего времени сделать это ОБСЕ так и не удалось.