министры обороны России и Южной Осетии Анатолий Сердюков и Юрий Танаев подписали соглашение об объединенной российской военной базе на территории республики. Согласно документу, Вооруженные силы России будут использовать базу совместно с Вооруженными силами Южной Осетии для защиты суверенитета и безопасности республики, в том числе и в плане противодействия международным террористическим формированиям. Тем временем, в Грузии сообщили, что Тбилиси попытается убедить мировое сообщество официально признать территории Абхазии и Южной Осетии «оккупированными грузинскими землями».
По словам министра обороны России Анатолия Сердюкова, с сегодняшнего дня меняется статус нахождения российской военной базы в республике. «И, безусловно, с подписанием этого соглашения Россия берет на себя полную ответственность за защиту Южной Осетии», - сказал он. Министр также отметил, что обстановка вдоль границы Южной Осетии остается сложной, поскольку сохраняется угроза применения силы со стороны Грузии, передает РИА Новости.
В свою очередь, глава Минобороны Южной Осетии Юрий Танаев поблагодарил Россию в лице министра обороны РФ за внимание, уделяемое безопасности в республике. «Это соглашение будет гарантировать мирный труд и процветание в нашей стране», - заявил министр.
Проект соглашения об объединенной российской военной базе на территории Южной Осетии республики был представлен правительством России в марте. Документ регламентирует статус личного состава базы и членов их семей, а также условия использования земельных участков и другого имущества.
Предложения правительства одобрил президент Дмитрий Медведев. Он поручил министерству обороны с участием МИДа провести переговоры с югоосетинской стороной и по достижении договоренности подписать соответствующее соглашение от имени России.
Как известно, Цхинвал обратился к Москве с просьбой разместить на территории республики российскую военную базу практически сразу же после окончания пятидневной войны. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты объяснял это необходимостью предотвращения «новых попыток геноцида осетинского народа».
Впервые о строительстве российской военной базы на территории республики стало известно позднее, после создания правовой основы для этого шага в виде договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Россией и Южной Осетией.
Затем Минобороны сообщило, что на создание новой военной базы в Южной Осетии из бюджета нужно выделить 5-6 миллиардов рублей. Необходимость столь внушительных расходов была вызвана главным образом тем, что в республике, вообще, многое - начиная с инфраструктуры - пришлось строить с нуля. Так, помимо казарм и парков техники, прокладывали коммуникации и дороги. Последнее имело особое значение, поскольку командованию не слишком нравилось, что Россию и Южную Осетию связывает только одна дорога - через Рокский туннель. По мнению военных, нужен запасной путь сообщения. Чтобы в случае блокады туннеля войска за Кавказским хребтом не оказались в мышеловке.
Власти Южной Осетии, понимая всю сложность ситуации, не стали мешкать и в короткий срок решили вопрос о предоставлении земли под базы для дислокации российских военных в республике сроком на 49 лет.
По официальным данным, сейчас в расположении 4-ой военной базы в Южной Осетии находятся самоходные артиллерийские установки, боевые машины пехоты (БМП-2) и танки Т-72. Среди 1,7 тысячи военнослужащих - как контрактники, так и срочники. При этом почти треть личного состава базы в августе 2008-го принимала участие в боевых действиях. Одни вошли в осажденный Цхинвал вместе с частями 58-й армии, другие держали здесь оборону в составе миротворческого контингента.
«В основном мы выполняем служебно-боевые задачи на постах, обороняем и охраняем Рокский тоннель и выполняем ряд задач на наблюдательных постах по периметру границы вместе с Пограничной службой России. А основные боевые подразделения занимаются боевой подготовкой», - цитирует «Осрадио» командира 4-ой военной базы полковника Александра Шушукина.
По его словам, процесс оснащения базы современными видами оружия идет постоянно, есть даже военная техника, которая пройдет по Красной площади только в мае на празднование 65-летия Победы. Например, - современные комплексы «Дозор» - разведывательно-патрульные машины, которые прошли в республике войсковое испытание. Рассказал полковник и о беспилотниках «Стрекоза», которые передают достаточно яркую картинку для того, чтобы иметь развединформацию и панорамную информацию местности.
Примечательно, что к такому скоплению техники и военных местные жители уже привыкли. Они говорят, что теперь стали чувствовать себя намного спокойней, передает «Первый Канал».
Тбилиси, однако, такое положение дел не устраивает. Вице-спикер парламента Грузии Михаил Мачавариани сегодня заявил, что Грузия попытается убедить мировое сообщество официально признать территории Абхазии и Южной Осетии «оккупированными грузинскими землями». Со своей стороны, оппозиционный вице-спикер Паата Давитая подчеркнул, что МИД Грузии должен обратить на этот вопрос особенное внимание в ходе переговоров с зарубежными дипломатами.
Впрочем, на сегодняшний день ряд экспертов считает, что из сложившейся ситуации выводы должна делать не Москва, а Тбилиси. По мнению заведующего отделом Кавказа Института стран СНГ Феликса Станевского, это вообще нонсенс, когда небольшая страна с населением в три с половиной миллиона человек и с полуторамиллионным населением выходцев из Грузии на территории России проводит враждебную политику по отношению к стране-соседке. «И за этот нонсенс тоже должен нести прямую ответственность тот, кто этот нонсенс во внешней политике организовал и проводит», - добавил эксперт.