Азербайджан за последние десять лет вчетверо увеличил добычу нефти и газа, хотя и снизил ее в кризисный 2009 год. Соответсвенно, он нуждается в расширении путей экспорта углеводородов. Этим объясняется «всеядность» азербайджанских руководителей, готовых дать газ и российскому проекту «Южный поток», и европейскому Nabucco. Помимо экономической целесообразности Баку может получить и политические выгоды от своей многовекторности, делая заявления о своих приоритетах в зависимости от состояния отношений с Брюсселем и Москвой.
Самым крупным иностранным потребителем азербайджанского газа остается Россия. Она купила только за первый квартал этого года 172 миллиона кубометров. Грузия отстала ненамного: примерно 169 миллионов кубометров было продано ей, еще порядка 80 миллионов - Нахичеванской республике Ирана. Кроме того, через грузинскую территорию проходит важнейший транзитный трубопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум, по которому за квартал проходит примерно 1 миллиард 200 миллионов кубометров газа.
Теперь к этим маршрутам экспорта при реализации меморандума должна добавиться перекачка газа в Румынию. Из Азербайджана будет построена труба к берегам Черного моря. Здесь в районе грузинских Супсы, Поти или Кулеви планируется возвести завод по сжижению газа. В пользу Кулеви высказался в конце 2009 года президент Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР) Ровнаг Абдуллаев. Компания собирается строить в этом порту LNG-терминал и может там же разместить еще одно предприятие.
Далее газ можно будет перевозить на танкерах через Черное море в Румынию. Там он пройдет обратный процесс на проектируемом заводе и в обычном виде пойдет по трубам далее в Европу. По предварительным оценкам, стоимость проекта составляет 4-6 млрд евро.
Этот путь с вариантом выхода на украинские терминалы лежал в основе проекта «Белый поток», который был системообразующим для объединения ГУАМ. Только вместо танкеров предполагалось строительство подводного газопровода. После смены украинского президента как блок, так и проект заморожены, и очевидно надолго. Но идея, как видно, жива.
Румынские власти проявили серьезную заинтересованность в закупках азербайджанского газа. Их делегация побывала в этом году уже и в Азербайджане, и в Грузии, где в конце марта было подписано трехстороннее соглашение.
В правительстве Румынии считают, что этот проект очень важен для снабжения газом не только этой страны, но и других стран-членов Евросоюза. Источники финансирования точно не определены, но они имеются. Кроме того, проект поддерживает ЕС, утверждают в Бухаресте.
У Баку румыны собираются закупать от 7 до 20 млрд кубометров сжатого газа. Это предложение было озвучено во время визита министра экономики, торговли и бизнеса Тудора Шербана.
Тбилиси проект позволит получать транзитные доходы и увеличит иностранные инвестиции. Как заявил министр энергетики Александр Хетагури, любые транзитные проекты важны для экономического развития страны, так как они принесут бюджету дополнительные доходы, а также дадут дополнительные объемы газа.
«Подобные проекты еще больше выделяют значение Грузии как транзитной страны региона. Мы являемся основной альтернативой для Евросоюза в вопросе поставок газа в обход России», - подчеркнул он.
Кроме того, проект укрепит сотрудничество с Румынией, словом и делом поддерживающей Грузию. Во время визита в Грузию глава МИД Румынии Теодор Баконски подтвердил приверженность территориальной целостности страны и пообещал помощь в различных сферах, в том числе в улучшении правовой базы. К слову сказать, армия Саакашвили в Цхинвале воевала румынским оружием, наравне с израильским и украинским. У Бухареста было закуплено пехотное вооружение, боеприпасы и оборудование для военных самолетов в общей сложности на сумму 19,5 млн долларов до войны, и еще на 3,6 млн евро после войны.
Желание построить завод в Грузии румыны высказывали еще в прошлом году. Тогда же румынские специалисты начали исследовать грузинскую территорию на предмет самого удобного расположения хранилищ для сжиженного газа.
Румыно-грузино-азербайджанский углеводородный путь не предполагает слишком больших объемов экспорта газа. Тем не менее, он отнимает часть ресурсов, которые Азербайджан мог бы направить в Nabucco. В некоторой степени он является и конкурентом российскому проекту «Южный поток». Последний сейчас находится не в лучшей форме из-за разногласий «Газпрома» с итальянской «Eni». Впрочем, оптимисты утверждают, что заменить итальянскую компанию смогут французы, уже попросившиеся в состав акционеров. В любом случае, чем раньше будет открыт тот или иной проект, тем больше ресурсов он сумеет привлечь, оставив конкурентов либо с носом, либо с убытками.