Кровавый август-2008 в Южной Осетии не оставил россиян равнодушными. Особенно близко к сердцу приняли трагические события жители южных регионов страны. Туда бежали десятки тысяч людей из Цхинвала и окрестных сел, оттуда воины отправлялись защищать осетинский народ от уничтожения. Из Буденновска на помощь миротворцам полетели штурмовики. Один из пилотов - майор Владимира Едаменко так и не вернулся к жене и сыну. Войне, которая отняла у него жизнь, посвящена выставка в краеведческом музее села Прасковея Буденновского района.
Запыленный степной городок, где летом жизнь замирает от сорокоградусной жары и традиционной засухи, в июне 1995 года неожиданно для всех на несколько дней превратился в "горячую точку". На Буденновск напала банда Шамиля Басаева. Чеченский полевой командир и его сподвижники захватили полторы тысячи заложников и удерживали их в районной больнице пять дней.
Бандиты заверяли, что целью террористического рейда на КАМАЗах был аэропорт Минводы и самолет на Москву. Но до терактов в столице России дело дошло только через несколько лет. А тогда Басаев, как догадывались местные многие, мстил именно этому тихому многонациональному городу на берегу Кумы за то, что там расквартированы вертолетный и штурмовой полк, воевавшие с бандитами в Чечне.
В 2008 году самолеты из Буденновска поддерживали с воздуха операцию по принуждению Грузии к миру. Снова пришлось воевать с противником, который преступно нарушал мирные договоренности и ставил целью уничтожение и изгнание людей с территорий, которые считал "исконно своими".
Не вся авиатехника и не все пилоты вернулись с полей сражений. Майор Владимир Едаменко, чей СУ-25 был подбит ракетой "Земля-воздух" в ущелье под Джавой, катапультировался слишком поздно. Он отвел горящий самолет в сторону от российских воинских подразделений на земле, и эти несколько секунд стоили ему жизни. Дома его так и не дождалась жена и трехлетний сынишка.
Больше повезло его однополчанину полковнику Сергею Кобылашу. После уничтожения самолетов противника на аэродроме Марнеули, он возвращался на базу и тоже был подбит. Но он успел выпрыгнуть и благополучно приземлился в грузинском селе Кехви. Хозяйка огорода - грузинская старушка - на ломаном русском отругала его за потоптанные помидоры и показала, куда идти, чтобы попасть к осетинам. Оказалось, что президента Грузии она не поддерживает, а сыновья ее живут в России.
Еще один награжденный буденновец - капитан Иван Нечаев - сумел довести самолет, подбитый ПЗРК, до аэродрома.
Об этих Героях России говорят фотографии экспозиции, посвященной войне в Южной Осетии, в краеведческом музее села Прасковея, в пригороде Буденновска. Здесь же - кинжал, кувшин, бело-желто-красный флаг и множество фотографий опаленного артобстрелами Цхинвала, брошенной грузинами американской техники и вооружения, работы следственных бригад прокуратуры России.
Свидетельства трагедии привез один из участников гуманитарной миссии, доставившей в столицу Южной Осетии прикумский хлеб. Рассказывает директор музея Юрий Обухов.
- Помощь в то время шла в Южную Осетию со всей России. Сбор проходил в Моздоке, в Северной Осетии. Ко времени, когда буденновская гуманитарная помощь прибыла туда, все склады были уже забиты, а гуманитарный груз все продолжал поступать. Поэтому решили сформировать из новоприбывших колону на Цхинвал.
Кстати, гуманитарный груз, направляемый со всех уголков России, состоял в основном из стройматериалов и вещей. Мы же привезли продовольствие, в том числе муку, запасы которой на Цхинвальском хлебокомбинате закончились. Так что будённовская (и прасковейская) мука оказалась весьма вовремя. И, естественно, наши ребята были радушно приняты руководством предприятия.
В знак благодарности на память были вручены "сувениры", которые потом были переданы в музей участником миссии, журналистом местной газеты "Вестник Прикумья" Олегом Пономаревым. Со здания хлебокомбината был снят и передан нашей делегации пробитый осколками грузинских снарядов южноосетинский флаг.
Создание экспозиции всегда начинается с анализа имеющегося материала по данной теме. Материал был, и к годовщине мы смонтировали выставку, в которой рассказывалось и о "гуманитарке", и о наших военных, которым были присвоены звания "Герой России", в том числе майору Едаменко посмертно.
- Живой отклик буденновцев на южноосетинские события был как-то связан с тем, что Буденновск сам пережил трагедию в 1995 году?
- Естественно, во время поездки в Цхинвал, все помнили о 1995 годе, и это сближало, роднило в тот трагический момент. Но все же тогда у нас больше было злости и ненависти к американскому империализму, вооружившему Грузию.
- Как жители района, посетители вашей выставки относятся к грузино-осетинскому конфликту, что их больше всего задевает за живое?
- Высказываются слова сожаления о погибших, ведь это всегда страшно, когда гибнут ни в чём не повинные люди.
- У вас - исторический музей, и в нем, наверное, нашел отражение тот факт, что в глубине веков по Ставрополью кочевали разные племена, том числе и предков осетин - аланов?
- Да, аланы представлены в разделе археология наравне с другими культурами и народами - эпохой бронзы, временами сарматов и Золотой Орды.
- В Грузии распространена точка зрения о том, что осетины пришли на грузинские земли по южную сторону Кавказского хребта только в XIX веке и потому не имеют права называть их своими. Согласны ли вы с такой постановкой вопроса, ведь это может довести до абсурда, если делить территории по принципу "кто раньше сюда заселился"?
- Кто придет первым и обустроит место, построит дом, посадит дерево, поможет соседу сделать тоже самое, тот и прав. Претензии "хозяев" земли всегда будут, потому что всегда найдутся те, кому захочется жить за счёт других. Национализм умрёт вместе с человечеством.
- Ставрополье с начала 90-х годов приняло много беженцев из различных «горячих точек». Как это сказалось на толерантности в северокавказском обществе?
- Всё зависит от поведения "беженцев", а некоторых, увы, таковыми и не назовешь. Сострадать надо действительно нуждающимся в помощи, потерявшим всё.
- До сих пор на Кавказе тлеют старые этнические конфликты, которые в любой момент могут разгореться с новой силой. На ваш взгляд, можно ли избежать новых войн, таких как грузино-осетинская?
- Избежать и полностью исключить вооруженные конфликты можно только при сильной власти и материальном благополучии населения. А при разгуле коррупции, безработице отсутствии социальных гарантий оружие будет стрелять всегда.