Хотя новое руководство Украины пообещало, что приоритетом в отношениях с Тбилиси будет экономика, ему не удается решить одну из главных проблем - повысить низкую инвестиционную активность украинских бизнесменов в Грузии. И невооруженным глазом видно, что обнародованная сумма инвестиций в 30 миллионов долларов по сути дела - капля в море, тем более, для страны с такими наполеоновскими планами, как Грузия. Особенно ярко контрастирует обозначенная сумма с миллиардными вливаниями международных кредитных институтов.
Удручает и то, что этот показатель почти совпадает с прошлогодним (27 миллионов долларов), также печальна картина и в выборе секторов инвестирования. По данным экспертов, украинские доллары растворяются где-то в финансово-банковском секторе, а вот вкладывать средства в реальную экономику один из основных грузинских торговых партнеров не торопится.
В то же время, объектов, которые могли бы представлять интерес для украинцев, хоть отбавляй - порты, аэропорты, "Грузинская железная дорога", ИнгуриГЭС.
Впрочем, сектор вложения финансовых средств красноречиво свидетельствует о том, что типичный для Грузии инвестор стремится к быстрому заработку и не более того.
Похоже, слова украинского вице-премьера Сергея Тигипко о необходимости поучиться грузинским либеральным реформам были сказаны больше из вежливости, в реальности же экономика Грузии в ее сегодняшнем виде скорее отпугивает, чем привлекает.
С этим согласен и грузинский эксперт по экономическим вопросам, Георгий Хухашвили:
- Тридцать миллионов, это, конечно же, не та цифра, о которой стоит говорить, и в плане развития экономики, и в плане развития отношений Украины и Грузии. Украинских бизнесменов, как и инвесторов из других стран, отталкивает та система экономики, которая выстраивается в Грузии - система номенклатурного капитализма, когда власть является директором бизнеса, когда нет здоровой конкуренции, когда инвестиционная среда насыщена политическими рисками. Это отталкивает цивилизованных бизнесменов. В реальном секторе, в производстве капитала нет как такового. Ни на одном серьезном объекте инвесторов с Украины нет, они являются миноритарными акционерами в малозначимых проектах. Для того чтобы в Грузию пошли инвестиции, нужно менять всю экономическую систему. В том числе, речь идет об обеспечении ситуации, когда бизнес имеет дело с законом, а не с чиновником, когда антимонопольная система работает слаженно, чтобы предоставить бизнесменам гарантии. Ни один реальный инвестор (я не говорю о политическом капитале) в страну в сложившихся условиях не пойдет. Несмотря на заявления властей, я считаю, что инвестиционная ситуация в Грузии имеет тенденцию к ухудшению. Экономическая активность производится на уровне госзаказов, частный сектор не развивается абсолютно, а все проекты проводятся через государственный бюджет. Итогом такой экономической политики является то, что не формируется добавочная стоимость, не создаются новые рабочие места и повышаются социальные риски.
Факт остается фактом - Грузия остается привлекательной лишь для сомнительного капитала. А связано это, по мнению экспертов, во многом с позицией правительства Саакашвили, которое все время напоминает о "состоянии оккупации", что фактически означает "состояние войны". Понятно, что реального бизнесмена таким сомнительным пиаром не заманишь.
Скромный объем инвестиций с Украины при этом - не исключение, а печальная иллюстрация общей экономической ситуации в стране. Из заявленных 1,2 миллиарда долларов, которые Грузия намеревалась заполучить от иностранных бизнесменов в 2010 году, за полгода она привлекла чуть более 75 миллионов долларов. Власти катастрофическое отставание от прогнозов попытались оправдать выборами в органы местного самоуправления. Выборы давно прошли, а активность иностранных бизнесменов по-прежнему не повышается.
И все же грузинское правительство с завидным упорством продолжает пускать пыль в глаза, утверждая, что у страны - множество потенциальных инвесторов. В начале года оно обещало приток средств из Катара, уповало оно и на деньги украинцев. При этом в потенциальные инвесторы оно записывает каждого, кто хоть вскользь упомянул какой-то экономический проект.
Однако иностранный бизнесмен по-прежнему боится идти в Грузию, и пока не поменяется экономическая стратегия страны, равно как и подход руководства к решению многих насущных политических проблем, стране придется довольствоваться подачками международных кредитных институтов.