Ничтоже сумняшеся грузинский министр экономики призналась: несмотря на то, что приватизация осуществляется уже в течение нескольких лет, в Грузии до сих пор осталось достаточное количество объектов, мозолящих глаза правительству. Годы, потребовавшиеся на "раскачку" и положившие в копилку государства около 72 миллионов долларов, позади, и теперь госпожа Кобалия хочет сделать процесс приватизации еще более интенсивным. А, стало быть, и больше заработать.
Взглянем на так называемую приватизационную карту Грузии. За последнее время в индивидуальное пользование было передано несколько интересных объектов, в том числе "Грузнефтьтранс", компания "Океанское судоходство", завод "Бетоноконструкция", Мачахела ГЭС, центральный рынок в Батуми, Чаквская чайная фабрика в Батуми, издательство "Напири" в Тбилиси, Центр развития человеческих ресурсов - также в Тбилиси. А, кроме того, Телеком Грузии, кинотеатр "Тбилиси" в Батуми, завод "Электровозостроитель", который приобрела российская компания Dema Computers Limited, НИИ Автоматики и вычислительной техники, гостиница "Иверия" в Кобулети, "Тбилавиастрой", "Интурист" в Батуми и огромное количество нежилых площадей там же.
Но если раньше на аукцион выставлялись объекты, которые действительно нуждались в частных руках, инвестициях, а, следовательно, модернизации и развитии, то Кобалия взялась за объекты, которые, по ее мнению, представляют наибольшую ценность и привлекательность для инвесторов. Интересно, если кто-то из участников будущего аукциона заинтересуется, например, Светицховели или Самтавро, сможет ли он договориться с экономическим министром о приобретении одного из этих объектов по сходной цене?
Лидер фракции "Правая оппозиция" Манана Начкебия полагает, что тотальная приватизация - временная мера, которая не поможет развитию экономики, а государственный бюджет будет продолжать испытывать затруднения:
- За последние годы бюджет наполняется по большей части приватизацией. Поэтому правительство решило срочно освободить здания в центре Тбилиси и продать их. Надо думать о том, чтобы рост экономики зависел не от приватизации, а правильных решений администрации и развития разных секторов экономики. Но самое главное, война, которая была развязана с Россией, дала повод инвесторам прекратить вкладывать деньги в Грузию. От этого и такая поспешная приватизация. Государству надо заработать, а что продают? В основном, здания, которые были больницами и госпиталями - это в той ситуации, когда новые еще не построены. А потом несколько лет будет дефицит медицинских учреждений, потому что не создали соответствующих условий.
Кстати говоря, в числе главных объектов медицинской сферы, на который положила свой голубой глаз Вера Кобалия, Научно-исследовательский центр репродукции человека им. И. Жордания. И когда у главы грузинской либеральной экономики поинтересовались, что же будет с коллективом, который добросовестно трудился во имя блага населения и науки, она простодушно заявила, что работники, дескать, могут также принять участие в аукционе и выкупить столь дорогое их сердцу заведение.
- К сожалению, коллектив может только участвовать в аукционе по спасению своего научно-исследовательского института, но у него нет никаких возможностей купить такое дорогое здание в центре города. В крайнем случае, научные работники могут в одном из медицинских учреждений занять один флигель - не больше. А ведь этот институт считался одним из передовых, в нем работали научные деятели, которые не только лечили людей, но и делали открытия в этом направлении медицины. И продажа этого объекта проводится в ущерб научно-медицинских учреждений, науки и здравоохранения в Грузии, - считает Манана Начкебия.
Что же, пока Вера Кобалия молода, она может распоряжаться государственным имуществом как ей заблагорассудится, словно играя в "Монополию", где все просчеты и ошибки исправляются простым заявлением "больше играть не хочу". Но когда все имущество Грузии перейдет в частные руки, как бы не случился очередной перекос. И в будущем государство больше не сможет принимать решений, которые могут пойти на пользу грузинскому обществу, а не личному карману индивидуального предпринимателя.