Поговаривают, что в Тбилиси смеются над абхазским лидером Сергеем Багапшем и его инициативой. Но пенять в конечном итоге Грузии придется исключительно на себя. Не признавая сам факт существования Абхазии как суверена и являясь единственным потенциальным агрессором для республики, грузинская власть сама толкает абхазскую сторону к принятию определенных документов, которые касаются ее национальной безопасности. Соответственно, и к поиску более сильного союзника, призванного в случае крайней необходимости защитить небольшое независимое государство от возможного противника.
И эта специфика, которая будет принята во внимание при разработке военной и политической сторон доктрины, не пустой звук. Общая особенность малых государств состоит в том, что при нападении со стороны более крупного государства они вынуждены использовать тактику малых групп, которые должны мобильно отражать удары до прихода подкрепления из числа сил союзников. А изюминка самой Абхазии заключена в ее территориальном положении: она протянута по южным склонам Главного Кавказского хребта и имеет длинную береговую линию - Черноморское побережье, которое защищать относительно легко. В этом случае морской десант может быть уничтожен теми самыми малыми тактическими группами защитников.
А вот с другой стороны, где граница проходит по горам, защищать страну очень сложно. Патрулировать местность пограничными нарядами весьма затруднительно, а тем более - выстраивать мощные фортификационные сооружения. Кроме того, горная территория Абхазии практически не заселена, ведь жители местных сел были вынуждены эмигрировать в южную зону из-за экономического кризиса.
Однако эксперт Российского центра стратегических исследований Аждар Куртов полагает, что именно эти и некоторые другие условия помогут независимой республике создать серьезный документ:
- Несмотря на заключенные договоры между Сухумом и Москвой об обязательствах России защищать Абхазию от внешней агрессии, абхазский народ и его лидер сейчас поступают правильно. Абхазия - государство немногочисленное. Никто не знает, какова численность населения в республике после всех войн, большой миграции из Абхазии как грузин, ранее проживавших в Абхазской СССР, так и представителей титульной нации - по причинам экономического характера - в Российскую Федерацию. Но несколько сот тысяч человек в этом государстве существует. Малая численность государства - это всегда проблема, поскольку при этом достаточно трудно обеспечить безопасность страны. Малый объем ВВП не позволяет выделять значительные средства на оборону. Соответственно, они должны строить свои вооруженные силы и обеспечивать защиту своих внешних рубежей несколько отличным образом от тех стран, которые имеют возможность наращивать современные виды вооружения - бомбардировочную авиацию, ракетные войска. Абхазия, кроме Грузии, граничит только с Россией, а на юге - с Турцией. Но никакой внешней угрозы ни с турецкой, ни с российской стороны нет и прийти не может, а вот с грузинской стороны такая угроза возможна. И это дает абхазам право размещать основные свои военные подразделения в зоне потенциального конфликта - на абхазо-грузинской границе. Что касается насмешек со стороны грузинской стороны насчет самой Абхазии и постоянного дислоцирования в ней российских войск, так есть такая хорошая русская поговорка - на воре и шапка горит.
Действительно, грузинское правительство, которое отрицает абхазский суверенитет и говорит о деградации абхазской армии, наверное, позабыло, что Грузия сама не являлась независимым государством после "революции роз". Именно вслед за сменой власти на грузинскую территорию были приглашены американские военные инструкторы, а во время конфликта в 2008 году более десятка стран снабжали грузинскую армию разного вида оружием.
А рассуждать о военном потенциале Абхазии со стороны Грузии и вовсе смешно. В середине лета 1992-го года, когда началась грузинская агрессия против республики, все военные эксперты могли бы указать по ряду формальных признаков, что победа должна была достаться Тбилиси. Но в итоге победил абхазский народ. Поэтому хохотать можно сколько угодно, хоть живот надорви, но абхазы доказали, что именно они являются победителями, а нация их вполне боеспособна.
- Грузинская сторона смеялась над нами 20 лет. Но пусть смеются, а мы будем думать о практической стороне - как сделать жизнь людей легче и лучше. Грузинская сторона и западные страны - наши оппоненты - нередко выдвигают различные "аргументы" в пользу того, что Абхазия и Южная Осетия не являются полноценными государствами. Один из них - маленькие армии, однако мы знаем, что есть государства, у которых армия еще меньше, но они суверенны и являются членами ООН. А многие члены ООН вообще не имеют армий. Второй аргумент, что мы используем российский рубль - иностранную валюту - уже двадцатый год. Но в мире около 24 стран, которые используют валюту другого государства, и это тоже признанные члены ООН. Нас даже попрекают маленькими территориями, но в мире много стран, которые еще меньше. Так что эти аргументы несостоятельны, потому что в мире полно прецедентов. Не знаю, над чем именно смеются в Грузии, но по этому поводу вспоминается известная пословица о том, признаком чего является смех без причины, - говорит политолог Инал Плиев.
Кстати, о российском военном контингенте в Абхазии. Практика, когда между государствами заключается пакт о военном сотрудничестве, и военные силы других стран присутствуют на территории своих государств-союзников, - общеизвестна. Если вдруг грузинские власти об этом подзабыли, напомнить не составит труда. В той ситуации, в которой оказалась маленькая независимая республика, искать защитника уголовным преступлением не является.
Абхазы выбрали Российскую Федерацию, и, по всей видимости, именно этот факт вызывает у Грузии те самые судороги, которые она пытается выдать за смех.