Для правительства Грузии запуск свободной индустриальной зоны в Поти - дело чести. Трижды это торжественное событие откладывалось, оправдывая подозрения оппозиции в состоятельности главного инвестора - арабской компании RAKIA. Всего на данный момент власти привлекли для будущей работы в СИЗ 22 компании, 13 из которых основаны иностранцами.
Новая дата открытия назначена на конец сентября.
Но праздничные ожидания правительственных чиновников и бизнесменов не разделяют местные жители. Дело в том, что 300 гектаров, отданных под зону предпринимательства, включают в себя земли, исторически использовавшиеся под пастбища.
Сельских жителей в районе Поти вынуждают отказаться от животноводства и сделаться горожанами. Хорошо, если им найдется место в цехах СИЗ. В противном случае они потеряют средства к существованию. И это более вероятно. Во-первых, рабочими специальностями селяне не владеют. Во-вторых, инвесторы в Грузии предпочитают завозить гастарбайтеров, свободных от налогов.
Втайне многие из местных надеялись, что СИЗ в Поти так никогда и не заработает. Но настал такой день, когда им некуда стало выгонять ни отару баранов и коз, ни стадо коров. А ведь для многих скотоводство является единственным источником доходов.
И население потийского района Набада выступило с законным требованием - предоставить необходимые пастбища, взамен отданных арабам.
Пасти на периферии города, которая не входит в СИЗ, запрещено местными законами. За это предусмотрен существенный штраф в 50 лари. При повторном правонарушении сумма достигает 100 лари - это больше, чем пенсия.
Если требования не будут удовлетворены, люди пойдут на крайнюю меру - перекроют центральную магистраль Поти-Тбилиси.
В такой же ситуации в августе оказались жители села Оногиа Мартвильского района. Там земли купила итальянская компания Ferrero, специализирующаяся на производстве шоколада. В Грузии она выращивает орехи, отнимая пастбища под свои сады.
Как уже писала GeorgiaTimes, до недавнего времени пастбища относились к ведению местного самоуправления. Сейчас они переданы в управление центральной власти. Сделано это вроде бы как раз для того, чтобы избежать конфликтов между населением и новыми владельцами грузинских земель.
Но на самом деле, во время подобных споров власти всегда занимают сторону частных собственников. В Оногиа на помощь сотрудникам Ferrero, которым мешали работать местные жители, приезжала полиция. Произошла стычка. Успел выехать даже спецназ. Но участники драки из Оногиа вовремя выехали в Тбилиси, чтобы решить этот вопрос на высшем уровне.
Только что тут решать, когда правительство готово петь и плясать, лишь бы умаслить любого, хоть плохонького инвестора. А одна из главных задач министерства экономики уже который год выражается в ускоренной распродаже госимущества. Земли тут не исключение. Еще немного, и Грузия вернется к положению до революции 1917 года. Только вместо грузинских и русских князей помещиками будут китайцы, турки и арабы.
Хотя местные олигархи и близкие президенту чиновники не отстают от иностранцев, рассказал GeorgiaTimes исполнительный секретарь Лейбористской партии Паата Джибладзе. Он привел в пример Местийский район, где местный губернатор сам приватизировал территории и отнял пастбища.
Селян в Анаклиа обидело само правительство, отдав их земли под туристический проект. Как писала «Резонанси», отнимали территории под разными предлогами. Тех, кто не успел вовремя оформить огород или пастбище в собственность, просто сгоняли. Хотя по закону, если человек 15 лет обрабатывал землю, то имеет право на бесплатную приватизацию.
Тем, кто зарегистрировал право собственности во времена Шеварднадзе, указали на ошибки, якобы допущенные прежним правительством во время земельной реформы. А чтобы сомнений не возникало, таких собственников вызвали в прокуратуру и уговорили «добровольно» отказаться от своих участков. В противном случае им грозили проблемами «за незаконное присвоение госсобственности».
Третью категорию анаклийцев согнали с мест на том основании, что они не представили соответствующие документы в публичный реестр в установленные сроки.
Теперь вместо пастбищ и огородов в Анаклиа будут стоять гостиницы и рестораны компании «Даги». На вопрос, сколько налогов получит местная администрация от этого проекта, чиновники журналистам ответить затруднились, как и на вопрос, сколько жителей будет трудоустроено в новой курортной зоне.
Простым смертным грузинские сельхозугодья не по карману. На днях фермеры из региона Дедоплисцкаро выступили с протестом против недавно принятого закона об удвоении рыночной стоимости полей и выгонов. Как заявил радио «Эрети» бывший депутат Бежан Гонашвили, фермеров заставляют оформлять в собственность по заоблачным ценам те земли, которыми они пользуются. Иначе они потеряют право обрабатывать или использовать территории. Цена аренды уже взлетела в три раза.
«Если до сих пор приобретение одного гектара земли было возможно за 440 лари, то с будущего года, стоимость возрастет до 880 лари. В условиях плохого урожая, засухи и подорожания жизни, это обстоятельство нанесет еще больший удар по фермерам», - отметил Гонашвили, которого цитирует «Бизнес Грузия».
Наплевательское отношение государства к крестьянско-фермерским хозяйствам может привести к тому, что в следующем году 90 процентов земель останутся необработанными. А ведь уже сейчас, когда планету постигли сразу несколько масштабных стихийных бедствий, Грузии остро почувствовала цену продовольственной безопасности.
Сельскохозяйственная страна не смогла удержать инфляцию на даже на те продукты, которые способна вырастить сама. «Грузстат» сообщил, что производство сельхозтоваров снизилось, особенно в сфере животноводства. Мяса произведено за второй квартал 10 тысяч тонн мяса против почти 14 летом прошлого года. Меньше надоили молока и собрали куриных яиц.
Урожай фруктов, в связи с ливнями и наводнениями, по мнению специалистов, будет вдвое меньше, чем в прошлом году.
Эксперт Паата Когуашвили неустанно говорит о том, что Грузия теряет продовольственную независимость. Беспокоит ли такое положение дел Михаила Саакашвили? На словах - да. Он любит рассказать, как поддерживает аграрный сектор госпрограммами. Но пока одна рука закупает технику и открывает фермерские консультационные центры, другая рука правительства душит сельское хозяйство, распродавая инвесторам самое дорогое, что есть у грузинских крестьян - родную землю.