Программа Уэлта и Чарапа фиксирует постепенное изменение отношения к Абхазии и Южной Осетии со стороны мирового сообщества, которое все больше склоняется к признанию независимости двух бывших грузинских автономий. Признавая, что для официального Тбилиси такой вариант пока не приемлем, они предложили новую схему, которая могла бы способствовать нормализации отношений между Грузией, Абхазией и Южной Осетией без политического признания, - так называемое "подключение без признания".
Как отметил политолог Гоги Хуцишвили, этот вариант не подразумевает ни признания Сухума и Цхинвала, ни их экономической интеграции в Европу. Он "означает восстановление доверия между народами, и поиск таких путей, который сблизят их с Грузией".
Также авторы документа отмечают необходимость подписания Тбилиси, Сухумом и Цхинвалом соглашения по гуманитарным вопросам и вопросам безопасности людей, а также изменения доминирующей сейчас резко конфликтной динамики российско-грузинских отношений и нормализации визового режима между двумя странами.
Если положение о "подключении без признания" не встретило особых возражений с грузинской стороны, то остальные предложения, подразумевающие отказ от ярой антироссийской риторики высшего руководства Грузии и проправительственных СМИ, вызвали у представителей властей подозрения в пристрастности авторов программы.
"В документе приведено много положительных инициатив, однако есть определенные тенденциозные пассажи, - считает политолог Каха Гоголашвили. - В части рекомендаций видно, что от Грузии требуют больше, чем от России, а подобные требования от нейтрального игрока рождают подозрения в пристрастности".
Конфликтолог Паата Закареишвили в интервью корреспонденту GeorgiaTimes выразил мнение, что официальный Тбилиси предъявляет слишком жесткие требования к программе американских экспертов. "Абсолютно объективных, идеальных и стерильных проектов не бывает. Кому-то понравится, кому-то нет. В любом случае, это проект экспертов, не государственная программа, его же не правительство США и не Госдеп предлагают. Этот проект очень интересен тем, что он стимулирует дискуссию. Можно не соглашаться с отдельными его положениями, но в ходе обсуждения прийти к чему-то более приемлемому для всех сторон", - считает грузинский эксперт.
Негативную реакцию грузинских властей вызвало также само название составленного Уэлтом и Чарапом плана урегулирования. Официальный Тбилиси предпочитает говорить об одном конфликте - между Грузией и Россией, не придавая значения отношениям с Абхазией и Южной Осетией. В то время как зарубежные эксперты в названии своей программы зафиксировали, что на грузинской территории имеют место несколько отдельных очагов напряженности.
Солидарен с американцами и наш собеседник Паата Закареишвили. "Я считаю самым важным в этом документе, что американские эксперты выделили на территории Грузии не один конфликт Москвы с Тбилиси, а несколько - между Тбилиси и Сухумом, между Тбилиси и Цхинвалом. У американцев редко бывают такие принципиальные подходы. Грузинские власти стремятся максимально перенести центр тяжести на грузино-российские отношения и нивелировать грузино-абхазские и грузино-осетинские отношения. Я, наоборот, считаю, что если мы хотим ослабить российскую доминанту в Абхазии и Южной Осетии, то должны воспринимать их как равные стороны конфликта. В этом плане я очень приветствую подготовленный американцами план. И считаю, что в нем очень хорошо ухвачены принципиальные моменты. Это взвешенный, хорошо обдуманный документ, нацеленный на благо Грузии", - поделился политолог своей точкой зрения с корреспондентом GeorgiaTimes.
Сами авторы плана урегулирования конфликтных ситуаций уверены в больших перспективах грузино-российского диалога. "Ситуация в Грузии остается вопросом, который надо срочно решить. Без преувеличений можно сказать, что у России и Грузии есть потенциал, чтобы остаться двумя самыми близкими союзниками на постсоветском пространстве. Даже решение российско-грузинского конфликта, в определенном смысле отвечающее интересам двух партнеров, сможет внести большой вклад в начало "новой эры", - заявил Кори Уэлт агентству Vesti.az.