Мужчина и женщина

Иран Азербайджану не по зубам?

Иранский Азербайджан - территория, где азербайджанцев больше, чем в самой Азербайджанской Республике. В разные периоды истории эта земля была объектом геополитических интересов различных держав. В связи с напряжением ситуации вокруг Ирана, карта Иранского Азербайджана снова может быть вынута из колоды и брошена на стол. Вопрос в том, как к этому отнесутся сами азербайджанцы северного Ирана.

Само слово "Азербайджан" имеет персидское происхождение. В античные времена территория к северу от реки Аракс называлась "Албан", или "Албанией". Армяне называли ее Алванк, иранские историки именуют ее Араном. Когда в дореволюционной России говорили "Азербайджан", подразумевали именно Аран. Статья Русской энциклопедии 1912 года определяет Азербайджан как "богатую промышленную северную провинцию Ирана, граничащую с иранским Курдистаном, Турцией, Аджамом и российским Южным Кавказом. Ее границы определены по реке Аракс". Южнокавказское государство Азербайджанская Республика со столицей в Баку образовалось после падения Российской империи, в 1918 году.

У истоков нынешнего Азербайджана стояли националисты из партии "Мусават", образованной при поддержке Турции в 1911 году. 27 мая 1918 года мусаватисты образовали в Гяндже первое правительство Азербайджана. Гянджа была столицей до сентября 1918 года, когда турецкая армия Нур-паши заняла Баку. При поддержке турок мусаватисты взяли под контроль и кавказский Азербайджан, и иранскую область Аран.

Турки действовали в регионе под эгидой пантюркизма. Им пришлось столкнуться с англичанами. Британия стремилась к нефтяным запасам Ирана и Южного Кавказа. В ноябре 1918 года турецкие войска ушли из Арана. Их место заняли британцы, превратившие Иран в свою колонию. Влияние Турции на мусаватистов Баку сохранялось вплоть до 28 апреля 1920 года, когда большевики заняли Баку.

Советские эмиссары, убравшие "Мусават" из Баку, оставили официальное название "Азербайджан". Цель большевиков очевидна: распространить пожар революции из советского Азербайджана на юг, в Аран, а потом на весь Иран. Благо, север страны уже ушел из под контроля шаха и англичан. Области вокруг Тебриза стали государством Азадистон мемлекити (Страна свободы) под руководством шейха Мухаммада Хиябани. Возглавляемое Хиябани Национальное правительство было по духу социал-демократическим: Демократы из Тебриза открывали школы, больницы для бедных, проводили ликвидацию безграмотности. Шейх Хиябани говорил, что иранский народ, от министра до простого крестьянина, должен возвысить свои мысли и чувства просвещением. Только тогда он станет свободным. "Независимость народа сохранит только его духовное богатство", - сказал Хиябани в одной из своих речей. Стоит сказать, что шейх Хиябани никогда не выступал за отделение иранского Азербайджана от Ирана. Само слово "Азербайджан" казалось ему чуждым духу жителей этого иранского региона.

В сентябре 1920 года англичане в буквальном смысле утопили "землю свободы" в крови. Хиябани был убит. Советы пытались перехватить инициативу у британцев, пользуясь их же приемами. Новая попытка советизации Арана была осуществлена в 1941 году.

Ее осуществлял Мир-Джафар Багиров, возглавлявший долгое время бакинскую ЧК. Репрессии Багирова против мусаватистов надолго стали притчей во языцех среди бакинцев. Подручные Багирова уничтожили в своих застенках цвет оппозиционной азербайджанской интеллигенции. Главной виной багировских жертв был "пантюркизм". В Иранском Азербайджане глава бакинского ЧК называл себя "отцом всех азербайджанцев". По сути, он назвал себя Ататюрком. Параллельно с этим в районе города Мехабад возникла просоветская Мехабадская республика. В этом государстве взошла звезда Мустафы Барзани, отца курдского освободительного движения. В Мехабадской республике он был военным министром. Но история советского Ирана быстро закончилась. Под давлением Великобритании и США СССР отказался от своего влияния в этом регионе. "Отец всех азербайджанцев" Багиров после смерти Сталина был расстрелян по "делу Берия".

В конце XX - начале XXI века об Иранском Азербайджане заговорили вновь. На этот раз снова в связи с пантюркистскими настроениями, навеянными из Баку и Анкары. Армянский историк Давид Бабаян в недавнем интервью армянским СМИ сказал, что этот пантюркизм связан с исторической неопределенностью самой азербайджанской нации. Лезгины, аварцы и талыши Азербайджана много лет отстаивают свое право на самоопределение. Страна живет под угрозой распада. Баку в этом плане пока руководствуется ориентацией на Анкару и пантюркистские идеи. Иранский Азербайджан, само собой, входит в сферу "Великого Турана".

Как к этой идее относятся сами иранские азербайджанцы? Президент Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров дал эксклюзивный комментарий GTimes.

"Нет ни Южного, ни Северного Азербайджана. Есть историческая область Северный Иран. Жители этого региона традиционно связаны с иранским государством и иранской культурой. Сепаратистские настроения - это влияние извне. Нормальный человек им не поддастся. То, что было в 2006 - 2007 году - это результат действий провокаторов. Заражаются сепаратистскими идеями те, кто не нашел себе места в иранском обществе, а потом заражают ими других людей. В первую очередь иранские азербайджанцы - это иранцы, граждане Исламской республики Иран. Им в страшном сне не привидится присоединение к Азербайджанской республике.

Вряд ли Анкара заинтересована сейчас в расчленении Ирана. Тут же аукнется на территории Турции. В иранской дестабилизации заинтересованы США, Великобритания, Израиль, Франция, ряд других государств. В нагнетании ситуации в северном Иране они заинтересованы в Азербайджане, Турции, некоторых этнических иранцах и пропаганде среди азербайджанцев северного Ирана".