Евросоюз рекомендует Белоруссии не признавать независимость Абхазии и Южной Осетии. Такое предложение прозвучало 23 февраля на совете ЕС, в ходе которого Минску было обещано участие в программе «Восточное партнерство».
«В случае признания у Белоруссии появятся очень и очень серьезные проблемы с участием в «Восточном партнерстве», - цитирует «Коммерсант» главу чешского МИДа Карела Шварценберга. - Ибо она окажется вне европейского контекста».
Вот так. Прямолинейно, открыто, даже не делая попыток как-то смягчить свой тон, Европа поставила Минск перед выбором: либо мы, либо они. До последнего времени Лукашенко небезуспешно балансировал между Европой и Россией. Но теперь, похоже, настал момент, когда Белоруссии нужно обрести свою политическую идентичность. Идти либо на Восток, либо на Запад. С одной стороны - многомиллиардные кредиты от России, с другой - отмена визового режима и создание зон свободной торговли с Евросоюзом.
Удивительно, но цивилизованная Европа почему-то игнорирует тот факт, что признавать или не признавать - суверенное право каждого государства и советы тут не к месту. В этой связи на заявления Шварценберга уже ответили Сухум и Москва.
«Данная позиция министра иностранных дел Чехии противоречит соглашению Медведева-Саркози, подписанному после августовских событий в Южной Осетии, - приводят РИА Новости текст заявления абхазского МИДа. - Она также дает нам право считать роль Евросоюза в разрешении грузино-абхазского конфликта, как предвзятую и нецелесообразную».
Действительно, о какой адекватной мониторинговой миссии в регионе может идти речь, когда ЕС изначально выступает фактически на стороне Грузии? Европа не просто заставляет усомниться в необходимости своего участия в урегулировании на Кавказе. Она может свести на нет успехи последнего раунда переговоров в Женеве.
Более того, на кон могут быть поставлены и отношения Брюсселя с Москвой. Да, ЕС говорит о том, что желает нормальных отношений с Россией. Но после подобного рода заявлений верится в это с трудом. Москва на выходки Евросоюза реагирует пока сдержанно:
«Речь идет о достаточно откровенном политическом давлении на суверенное государство, каковым является Белоруссия, - сказал «Интерфаксу» постпред России при ЕС Владимир Чижов. - И Минску решать, как на это давление реагировать».
Белоруссия, похоже, задумалась. Задумались и политологи. А ведь вариантов развития событий всего два.
Так, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Тамара Гузенкова в интервью ИА «Regnum» отметила: «Лукашенко абсолютно не относится к числу робких политиков, и применительно к нему тактика запугивания никогда не имела успеха». По ее мнению, такая политика в отношении президента Белоруссии никогда не принесет результатов.
Но есть и другая точка зрения. Так политолог Михаил Ремизов полагает, что «Россия сегодня может всерьез и надолго упустить Белоруссию. Шансы на то, что Белоруссия признает Абхазию и Южную Осетию очень невелики».
Что ж, в какую сторону повернет государственный корабль президент Лукашенко, скоро станет ясно.
Артем Горбунов