Родители и дети

Лучшие реформы не спасли Грузию от бедности

Международный валютный Фонд (МВФ) внес Грузию в список 78 самых бедных стран мира, которые больше всего пострадали в результате финансового кризиса. Да, многочисленные заявления президента Грузии Михаила Саакашвили о том, что кризис, пролетая по планете, лишь крылом коснулся Грузии и страна по-прежнему привлекательна для бизнеса и инвестиций опровергнуты. Но с другой стороны не менее солидная организация IFC - причислила Грузию к лучшим реформаторам.

Зато МВФ обещает Грузии, как одной из бедных стран, увеличить вдвое размер льготного кредита. До сих пор объем лимита составлял 750 миллионов долларов, их которых 400 миллионов Грузия уже получила. Теперь у Грузии есть шанс взять взаймы еще.

Итак, страна-реформатор или одна из бедных стран? Как эффективные реформы могли привести к обнищанию сограждан? На эти вопросы корреспондент GeorgiaTimes попросил ответить грузинских экспертов в сфере экономики.

Георгий Хухашвили считает, что объективностью не отличается ни заключение IFC, ни выводы МВФ. «Что касается реформ, то имелась в виду лишь номинация по упрощению процедур оформления документов для ведения бизнеса, - говорит наш собеседник. - По другим пунктам мы заметно отстаем». По мнению нашего консультанта, не совсем объективны и выводы МВФ. «Да, в стране большие экономические трудности, но все не так плохо, как считают эксперты МВФ, - утверждает Георгий Хухашвили. - Но если падение будет продолжаться, мы действительно достигнем уровня некоторых африканских стран».

Эксперт отмечает, что обещанный МВФ льготный кредит вряд ли будет способствовать улучшению общего экономического фона: «Сколько бы не было денег, можно решить какие-то краткосрочные задачи, минимальные социальные проблемы. Однако если эти деньги не будут пушены в экономику и не будут давать определенные дивиденды, то экономика никогда не выберется из кризиса. Для этого нужны системные реформы, которые никто не проводит».

«Власти обвиняют оппозицию в спаде в экономике, оппозиция наоборот, говорит, что это власти довели страну до экономической несостоятельности. Так почему в Грузии люди живут так бедно?» - спрашиваю я у эксперта. «Идет некая политическая игра - никто не хочет взять на себя ответственность. Но львиная доля ответственности, конечно, лежит на руководстве страны. Кстати, - говорит Георгий Хухашвили, - недавно солидное американское издание опубликовало рейтинг самых неудачных политиков. Саакашвили возглавил этот рейтинг. Причем оценивались две категории - некомпетентность в международной политике и экономических реформах». «Грузия, как и Россия после эпохи романтизма и расцвета демократии и бизнеса, ныне движется в обратном направлении, к эпохе, напоминающей забытое прошлое», - заключает эксперт.

Лидер движения «Промышленность спасет Грузию» Зураб Ткемаладзе полагает: противоречие в выводах Всемирного банка и Валютного фонда свидетельствует о том, что кто-то из них говорит неправду. Истина, на его взгляд, традиционно - посередине. Некоторые реформы действительно были проведены, но Грузия никак не может считаться главным реформатором. Что касается МВФ, то к беднейшим странам Грузию относить неправильно. Кстати, продолжает эксперт, рекомендации МВФ всегда несут негативные тенденции для экономики Грузии. «Мы об этом говорим с 1994 года, подчеркнул наш собеседник. - Как только у нас стали следовать этим самым рекомендациям. В результате мы получили страну, где развалилась промышленность и сельское хозяйство». Кстати, рекомендации фонда не оправдали себя ни в одной стране, заводится Ткемаладзе. Что же касается Грузии, то рекомендации МВФ вовсе не учитывают особенностей страны. Так что очередной льготный кредит, по мнению бизнесмена, грузинскую экономику не спасет. «У нас уже внешний долг свыше 3 миллиардов долларов. Как будем расплачиваться то с долгами? - вопрошает он. - Если бы эти деньги пошли на развитие производства, то я бы одобрил эту меру. Но этот транш опять пойдет на залатывание социальных дыр, и через год мы окажемся в более плачевном положении, нежели теперь».

Что же нужно для спасения грузинской экономики? Прежде всего - политическая стабильность и сбалансированная внешняя политика, что позволило бы вернуться на российский рынок, а также четкая экономическая программа. По всем этим пунктам, как считает Ткемаладзе, нынешнее руководство страны - аутсайдеры.

«Почему-то власти обвиняет в экономическом спаде оппозицию. Если следовать их логике, - говорит Ткемаладзе, - следует вспомнить - митинги начались 9 апреля. Возможен ли такой спад производства за три недели? Могли ли из-за митингов перестать функционировать стройки, банки перестать выдавать кредиты? Пусть каждый сам ответит на этот вопрос». Ткемаладзе считает, что у грузинской экономики свой, особый путь развития, весьма отличный от рекомендаций МВФ. Нужно восстановить те отрасли, которые двадцать лет назад были ведущими в стране - машиностроение, легкую промышленность. Но при этом следует отказаться от гигантомании прошлых лет, а оказывать содействие среднему бизнесу.