Родители и дети

Что делать? Вопрос, на который у грузинской оппозиции нет ответа

Это уже нечто новое в тактике оппозиции, которая, похоже, сознательно покинула центр Тбилиси, то ли пытаясь расширить радиус протестных акций, то ли сознательно рискуя своими сторонниками. Ведь прошел всего месяц после 7 мая, когда грузинская полиция открыла стрельбу резиновыми пулями по демонстрантам, осаждавшими здание Главного управления МВД.

В отличие от ноябрьских событий 2007 года этот кровавый инцидент не стал прелюдией к силовому разрешению протестного сценария. Власти, по просьбе Патриархии, пошли на известные уступки, освободив задержанных накануне юношей и предложив лидерам оппозиции встречу с президентом Саакашвили. Как известно, эта встреча завершилась ничем, однако она внесла некоторый раскол и в без того далеко не монолитные, ряды грузинской оппозиции.

Май прошел под знаком опереточного мухрованского «мятежа», который Михаил Николаевич героически пресек без единого выстрела, а только лишь силой своего «харизматического обаяния». Что и было зафиксировано десятком видео и фотокамер репортеров и растиражировано по всему миру.

Дальше началась «охота на ведьм», в роли которых на сей раз, оказались отставные генералы и несколько высокопоставленных чиновников оборонного ведомства. И здесь уже не обошлось без стрельбы, одного убитого и двух раненых.

Саакашвили и его подручные пытались в мухрованских событиях отыскать «российский след», но снова сели в лужу. Оппозиция же тем временем понемногу выдыхалась.

И вот теперь, по заявлению одного из лидеров оппозиции Левана Гачечиладзе, новой многотысячной акцией ее участники показали всему миру, что в грузинском обществе высок заряд протеста против политики нынешних властей. «Мы выступаем против беззаконий, требуем отставки Саакашвили и проведения досрочных выборов», - сказал он, добавив, что «акции оппозиции продолжатся и примут еще более активный характер».

Независимый политолог Андрей Епифанцев, выступивший недавно в журнале Сaucasia Еxperts с большой аналитической статьей «Пять вопросов для грузинской оппозиции», считает, что в борьбе против ненавистного ей президента оппозиция «продемонстрировала новый для Грузии, да и вообще нечасто употребляющийся в мировой практике метод насильственного свержения власти ни разу ненасильственным путем».

Подобную революционную политкорректность автор статьи объясняет, прежде всего, стремлением оппозиции ни коим образом не прогневить Запад. «То, что оппозиция надеялась на поддержку США понятно. Влияние Америки на расстановку фигур на грузинской политической шахматной доске - огромно, - говорит Андрей Епифанцев. - Наличие только этого момента, говорящего в пользу оппозиционеров, даже при всех остальных факторах, свидетельствующих против них, могло бы означать победу». Однако, как мы не раз отмечали, американские патроны не спешат менять своего протеже. А потому оппозиция должна была искать новые решения для избавления страны от «ненавистного диктатора», как об этом кричат на всех тбилисских перекрестках.

Но у оппозиции нет четко выраженной программы действий, кроме проведения очередных карнавальных акций.

А этого мало для получения максимальной поддержки населения. «Как правило, когда народ объединяется в своем противостоянии власти, - отмечает Андрей Епифанцев, - ему хочется нового курса, новых методов реализации этого курса, новых лиц и новых идей. Здесь же ему дают старый курс, старые идеи, старые лица и неизвестно какие методы достижения целей. Собрать максимально возможное количество людей ТАКИМИ методами невозможно».

Победить в таких условиях можно исключительно на фоне ненависти к нынешнему президенту, но для этого Михаил Николаевич должен совершить такое количество ошибок или пойти на такое неадекватное применение силы, что спасти его от народного гнева уже будет бессильна не только его охранка. Спасти его не смогут тогда ни американский президент, ни НАТО, ни Евросоюз, на которые всё еще продолжает молиться оппозиция.

Но Саакашвили пока этих ошибок не совершил.