А дальше этот прилежный ученик снова отличился, принявшись дубасить соседей по школьной парте, которые на уроках по демократическому парламентаризму возмутились пропажей своих контрольных работ, справедливо заподозрив любимчика американских наставников в элементарной краже. И опять учителя слегка пожурили своего образцового прежде ученика, взяв с него слово вести себя впредь хорошо.
Любимчик американской «школы демократии» замечания наставников принял к сведению, но с одноклассниками продолжил разбираться «по недемократическим понятиям». И все так бы и продолжалось, но в «школе демократии» появился новый завуч, у которого линия поведения способного в прошлом школяра вызвала сомнения в правильности педагогической доктрины. Но поскольку педагогическая доктрина - это святое, педагогический совет школы задумался о возможном исключении вчерашнего отличника из «школы демократии». Чтобы не портил имидж. А теперь, поставив точку в этой притчевой преамбуле, перейдем к делу.
В газете The New York Times (NYT) на днях появилась любопытнейшая статья Марка Ленци и Линкольна Митчелла, посвященная годовщине грузинской агрессии в Южной Осетии. Авторы этой публикации, что называется, владеют информацией из первых рук.
Марк Ленци - директор Международного республиканского института (International Republican Institute) в Грузии, а Линкольн Митчелл - бывший директор Национального демократического института (National Democratic Institute) в Грузии, а ныне доцент международной политики Колумбийского университета. Их «учебно-воспитательные» заведения уже давно занимаются в Грузии «наставничеством», обучая местную политическую элиту азам американской демократии.
Тем интереснее откровения учителей американской «школы демократии» относительно обстоятельств прошлогоднего военного конфликта в Южной Осетии. Авторы и не скрывают, что война была начата грузинской стороной: «Тбилиси начал войну, чтобы восстановить территориальную целостность». Однако объяснение этого «грузинского безумия», по их мнению, искать следует не в плоскости стратегических интересов США в кавказском регионе, а исключительно - в тех внутренних процессах, которые происходят в самой Грузии.
«Хотя Грузия действительно является другом Америки, подтверждая это отправкой своих войск в Ирак и Афганистан, она, безусловно, не может претендовать на звание безупречной демократии. Всего несколько лет назад Грузия была намного демократичнее. Но чрезмерно жесткие действия полиции против безоружных демонстрантов, проблемы с судебной властью и попытки ограничения средств массовой информации серьезно подорвали доверие к Саакашвили. Это был один из факторов, заставивших его попытаться восстановить свои позиции путем начала военных действий против Южной Осетии год назад, результатом чего стала военная катастрофа», - делают выводы наставники грузинского президента.
Оправдывая свой педагогический ляп, авторы статьи ссылаются на «глубоко личный характер отношений между американским и грузинским руководством, (который) повлиял на нежелание обеих американских партий критиковать Грузию за ее отход от демократии в последние годы». Оказывается Вашингтон, уверенный в «безупречной демократии» Саакашвили, попался в сети его демократического обаяния, и именно поэтому безоговорочно поддерживал все его шалости.
«Это особенно ярко проявилось во время войны с Россией, - пишут в The New York Times Ленци и Митчелл, - когда Грузию громко нахваливали, упрощенно называя демократическим Давидом, вступившим в сражение с авторитарным российским Голиафом».
Теперь американские педагоги настоятельно рекомендуют завучу (Бараку Обаме) и педсовету (его администрации) не путать слова «дружба» и «демократия», в отношении нынешнего грузинского руководства. «Чтобы вновь взять в свои руки демократическую инициативу в этом регионе и предотвратить возможные катаклизмы, - считают авторы статьи в NYT, - Соединенные Штаты должны четко заявить Тбилиси, что Вашингтон, осознавая трудность соседства с Россией, поднимает планку стандартов для своих соседей и не согласен больше выслушивать пустые обещания о развитии демократии».
Иными словами, устами двух американских педагогов Михаилу Саакашвили сделано самое строгое предупреждения, вслед за которым может последовать исключение из «школы демократии». Тем более что претендентов на роль самого прилежного ученика этой школы в политическом бомонде Грузии более чем достаточно.