Наверное, этот совет в Вашингтоне ему дали даже не столько для того, чтобы Абхазия с Южной Осетией запросились обратно под сень Тбилиси, сколько для исправления безнадежно подпорченного имиджа Грузии как передового форпоста демократии на Кавказе.
Согласитесь, что неприлично для страны, сидящей на американских и европейских спонсорских вливаниях, занимать по уровню жизни населения 89 место. А именно такую позицию занимает Грузия в докладе ООН «О развитии человека за 2009».
В этом документе анализируются данные об уровне жизни и социальной защищенности жителей различных стран, их здоровья, уровня образования и культурного развития населения, состояния преступности и охраны окружающей среды. Среди факторов, на основании которых составлялся рейтинг развития, были продолжительность жизни, ВВП на душу населения и уровень грамотности.
Так вот, в рейтинге, оценивающем уровень жизни в различных странах мира, Грузия заняла 89-ое место.
При этом Армения заняла 84-ое место, Украина - 85-ое, Азербайджан - 86. А ведь там с демократией очень даже «не очень». Не то, что в Грузии, где Саакашвили ставит себе в заслугу тотальное искоренение коррупции. Так в чем же дело?
Михаил Николаевич решил даровать грузинскому бизнесу Акт экономической свободы Грузии, который он и представил на одобрение послушного ему парламента.
Президент сообщил депутатам, что главные положения Акта состоят в низких налоговых ставках и максимальном невмешательстве государства в бизнес-деятельность.
Реализация документа, убежден он, позволит бюджету Грузии увеличить социальную помощь тем гражданам, которые в ней более всего нуждается, и создать благоприятную среду для тех, кто хочет заняться бизнесом. «Все должны иметь равные шансы на занятость и успех», - сказал он.
«Не беспокойтесь, - говорил Остап Бендер жителям города Васюки, - мой проект гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил».
Михаил Николаевич, подобно великому комбинатору убежден, что после принятия Акта «Грузия превратится в страну, в которой неизбежность либерального экономического курса будет защищена Основным законом, и в страну, привлекательную для инвесторов».
Бендер обещал жителям Васюков, что их город станет «элегантнейшим центром Европы, а скоро и всего мира».
Михаил Николаевич заявляет: «Нашей амбицией должно стать превращение Грузии в настоящий флагман мировой либеральной экономической идеологии».
Какие замечательные параллели можно провести между двумя нашими героями!
Правда, в отличие от сына турецкоподанного Бендера, господин Саакашвили повел себя перед депутатами осмотрительнее, чем Остап перед изумленными васюкинцами.
Принятие Акта не означает, что «сегодня же заработают все остановленные заводы и автоматически решится проблема безработицы», - поосторожничал президент.
Но в Грузии уже «низкие и простые налоги - самое большое наше достижение». Оно, по словам Саакашвили, «привлекло в страну инвестиции, создало новые рабочие места и оставило бизнесу больше денег». «Поэтому наша задача состоит в том, чтобы эта политика осталась неизменной, несмотря на любые политические изменения», - отметил глава государства.
Это очень интересная оговорка. Получается, что Михаил Николаевич не исключает «политических изменений». Особенно в преддверии нового всплеска протестов оппозиции. Которая, в силу своей вредности, уже осудила этот «судьбоносный проект» грузинского президента.
Акт экономической свободы Грузии, основные положения которого представил в парламенте президент Михаил Саакашвили, ограничит экономическую свободу страны, заявил бывший премьер-министр Грузии, ныне - оппозиционный политик Зураб Ногаидели.
Некоторые оппоненты уже обвинили Саакашвили в том, что презентация Акта о свободе экономики является саморекламой.
Они подчеркнули, что практически ни одна даже стоящая инициатива Саакашвили реализована не была и, соответственно, все его инновации направлены на перенос внимания населения с насущных проблем.
«Никакой либеральной, рыночной и свободной экономики в Грузии не существует и не может быть при этом президенте. В стране существуют семейные бизнес-империи», - заявил лидер Лейбористской партии Шалва Нателашвили.
В этом документе предусмотрено установление бюджетного дефицита в размере не более трех процентов от общего внутреннего продукта, невозможность ограничения конвертации грузинской валюты и репатриации капитала. Интересно, как Саакашвили и его министры намереваются этого достичь?
А очень даже просто. По словам Саакашвили, с 1995 года в Грузии не существует государственных банков и не осуществляется контроль за ценами. То есть формально государство в экономику не вмешивается. Да и зачем?
Грузинская экономика, по признанию оппозиции, - бизнес семейный. Поэтому нужно обеспечить этому бизнесу «необратимость» пока находишься у власти.
А вот если в следующем году Грузия в рейтинге ООН по уровню жизни населения откатится еще на десяток позиций, всегда можно сослаться на внешние силы, которые из черной зависти всячески мешают Грузии превратиться «в настоящий флагман мировой либеральной экономической идеологии».