Родители и дети

Тактические маневры вокруг «Верхнего Ларса»

КПП «Казбеги» (Грузия) - «Верхний Ларс» (Россия) - единственный официальный пункт пропуска на сухопутном участке грузино-российской границы, в 38 километрах к югу от Владикавказа по Военно-Грузинской дороге. Движение по этой дороге не наблюдается уже несколько лет - с 2006 года. Тогда Россия заявила о необходимости ремонта КПП и его обустройства в соответствии с современными стандартами.

Но случился август. Теперь между странами не только отсутствует прямое сообщение, но разорваны и дипломатические отношения. В Тбилиси, не скрывая обид за проигранную войну не скупятся на обвинения в адрес первопрестольной. Эксперты и аналитики сходятся во мнении, что перспектив для нормализации отношений между Россией и Грузией на данном этапе не видят.

Между тем на днях появилась информация о том, что Россия и Грузия заинтересованы в скорейшем открытии КПП «Верхний Ларс» - «Казбеги»

По большому счету ничего удивительного. Ведь обсуждать эту тему начали еще весной. В мае МИД Грузии заявил, что «получило извещение от посольства Швейцарии (при посольстве Швейцарии действует секция интересов РФ) о том, что РФ в связи с завершением ремонтных работ на КПП «Верхний Ларс» готова начать переговоры с грузинской стороной о возобновлении движения через этот КПП».

В Тбилиси тогда заявили, что сомневаются в искренности предложения РФ открыть «Верхний Ларс». С таким заявлением выступил министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе. Однако решение этого вопроса, несмотря на существующие между Грузией и Россией проблемы, вроде бы сдвинулось с мертвой точки. По крайней мере, уже в июле Саакашвили во время своего визита в Ереван заявил, что Грузия будет готова открыть КПП «Верхний Ларс» на границе с Россией после окончания работ по ремонту дороги.

В начале сентября работы на КПП «Казбеги» были торжественно завершены. В церемонии открытия КПП принял участие тогдашний посол США в Грузии Джон Теффт. Именно по программе «Защита границ и укрепление правопорядка», финансируемой правительством США, и был отремонтирован КПП.

Казалось бы осталось только перерезать ленточку и констатировать минимальный прогресс в грузино-российских отношений. Какая-никакая, пусть зимой заваленная снегом, но прямая связь между Россией и Грузией. Но по традиции проблемы начали нарастать как снежный ком.

Накануне МИД Грузии опроверг сообщения о проведении в Ереване грузино-российских переговоров по вопросу возобновления движения на КПП «Верхний Ларс» - «Казбеги». Замминистра иностранных дел Нино Каландадзе заявила журналистам: «К сожалению, с российской стороны имеет место дезинформация о том, что якобы Тбилиси провел с Москвой переговоры по вопросу возобновления движения на КПП «Верхний Ларс» - «Казбеги». Мы никаких переговоров с российской стороной не ведем».

Почему же тогда в СМИ появилась информация о готовности Грузии открыть КПП «Верхний Ларс» для Армении, да еще со ссылкой на ту же пресс-конференцию Каландадзе? Дело в том, что она на той же пресс-конференции заявила, что «в реальности Грузия начала технические консультации о возобновлении движения через «Верхний Ларс» - «Казбеги» с Арменией». «Армения заинтересована в открытии границы между Грузией и РФ и по договоренности с армянской стороной о проведении технических переговоров мы начали эти консультации», - отметила она.

То есть как бы переговоры ведутся, но не напрямую с Россией (как можно, если ее именуют ныне в Тбилиси исключительно как «агрессор» и «оккупант»), а с Россией через Армению.

В который раз пришлось убедиться, насколько «тонкое дело» - Кавказ. Почему не сказать прямо, что да, переговоры ведутся. В конце концов, обиды - обидами, а политика эмоций не терпит. В какой-то мере это шаг к диалогу с Россией, на чем настаивает вся грузинская общественность. Открытие этого КПП упрочит и отношения Грузии с Арменией, которые в последнее время отнюдь не безоблачны. Ведь именно Армения выигрывает от ввода этого КПП в действие.

Армения оказалась в вынужденной изоляции из-за осложнения грузино-российских отношений. Ведь единственная связь с Россией у Армении возможна только через Грузию (с соседним Азербайджаном закрыты границы из-за Карабаха, а с Турцией вообще лишь недавно восстановлены дипотношения).

Однако даже оппозиционные депутаты заявляют, что считают нецелесообразным открытие пропускного пункта между Россией и Грузией. Это заявление, как передают грузинские СМИ, сделал депутат парламента от фракции христиан-демократов Ника Лалиашвили.

«С открытием пропускного пункта «Верхний Ларс» - «Казбеги» инфраструктура получит шанс для реабилитации, и это положительно отразится на местном населении. Однако это содержит и угрозу. На Северном Кавказе протекают напряженные процессы, и открытие пропускного пункта может повлечь за собой переход на территорию Грузии вооруженных групп. Нельзя сразу и однозначно решать этот вопрос. Власти должны взять на себя ответственность не в режиме телевизионного шоу, а в рабочем режиме», - сказал Лалиашвили.

Он потребовал созвать по данному вопросу заседание Совета безопасности и рассмотреть этот вопрос в рабочей обстановке. Корреспондент GeorgiaTimes постарался выяснить: чего же хотят в Тбилиси - открывать «Верхний Ларс» или нет?

Как заявил GeorgiaTimes грузинский экономист Нико Орвелашвили, экономической целесообразности с учетом экономического эмбарго, объявленного Россией, от открытия этого КПП у Грузии действительно нет. Политические же плюсы имеются. По словам эксперта, это, в какой то мере, возможность налаживания диалога с Россией, который необходим, несмотря ни на что.

Но у властей, которые собеседник считает нелегитимными, поскольку выборы как парламентские, так и президентские были сфальсифицированы, нет никаких ресурсов для этого. «То, что в Ереване обещал Саакашвили, как всегда, было его пиаром. Он, наверное, не отдавал себе отчета», - сказал Орвелашвили, отметив, что Михаил Николаевич редко выполняет свои обещания.

Другой грузинский экономист Георгий Хухашвили начал с иронии: «Как умудряются наши власти вести переговоры с Ереваном по поводу открытия «Верхнего Ларса» и не вести переговоров с Москвой. Такое только нашему руководству под силу».

Хухашвили отметил, что экономическую границу надо открывать. Однако власти стараются совместить несовместимое. Они пока не нашли как объяснить общественности: почему они каждый день обвиняют Москву во всех смертных грехах и объявляют чуть ли не крестовый поход против нее, и в тоже время ведут переговоры. Хотя есть политически обоснованные аргументы в пользу этого решения - мы обязаны учитывать интересы Армении, нам необходимо начинать диалог с Россией.

Что касается опасений оппозиционера Ники Лалиашвили по поводу безопасности, то, по словам Хухашвили, это больше похоже на политические игры. Парламентская оппозиция хочет выглядеть как непримиримая. «О какой угрозе безопасности может идти речь, если в сорока километрах от Тбилиси в Ахалгори размещены российские войска. Что мешает им по прямой двинуться дальше? Или какие-то вооруженные группы будут переходить границу по легальной дороге, если для этого существуют тропы в горах», - говорит Хухашвили.

Он уверен, что официальный Тбилиси откроет «Верхний Ларс» как только власти смогут найти очередной пиар-ход и объяснить почему они это делают. «Беда грузинской политиков в том, что они исходят не из государственной целесообразности, а из собственных сиюминутных интересов. Для них главное не содержание, а видимость внутриполитической стабильности», - говорит эксперт. В заключение он отмечает, что даже открытие «Верхнего Ларса» вряд ли повлияет на сегодняшнее состояние грузино-российских отношений.