Родители и дети

Дети в зеркале грузинской политики

История с четырьмя парнями из приграничного села Тирдзниси стараниями политиков переросла в скандал международного масштаба. Четырнадцатилетние Георгий Ромелашвили и Алеко Сабадзе, шестнадцатилетний Виктор Бучукури и семнадцатилетний Леван Хмиадашвили были задержаны правоохранительными органами Южной Осетии 4 ноября. Им предъявлены обвинения в незаконном пересечении границы и хранении оружии. Ребята указали на схрон с оружием.

Официальный Тбилиси сразу же заявил, что подростки похищены, обвинил во всех грехах Россию и по традиции призвал на помощь международное сообщество. Что касается судьбы самих ребят, то информация поступала самая противоречивая. Грузинские СМИ сообщали о том, что на арестованных якобы оказывается давление, что здоровье их ухудшается. Осетинская сторона все это отрицала и апеллировала к собственному законодательству.

Так, на сайте Министерства печати и массовых коммуникаций РЮО появилась информация, что задержанные «чувствуют себя нормально, к ним не применяются физические и психологические методы давления». Сообщалось также, что подростков посетили представители цхинвальского офиса Международного комитета Красного Креста, которые опровергли информацию грузинских СМИ.

В результате подростков выручали все, кто мог: и грузинская диаспора в России, и политики, и правозащитники. В Тбилиси же тем временем не скупились на пиар-лозунги и на обвинения осетинских и российских властей.

В конечном итоге комиссару Совета Европы по правам человека Томасу Хаммарбергу удалось после переговоров с осетинскими властями освободить двух несовершеннолетних грузинских мальчишек. Господин Хаммарберг заявил тогда, что два других подростка, приговоренных судом к году лишения свободы, «будут помилованы в ближайшее время».

Однако в дело вмешались родственники осетин, пропавших без вести во время «пятидневной войны» августа 2008 года и после нее. Они направили открытое письмо президенту Южной Осетии Эдуарду Кокойты с требованием не освобождать грузинских заключенных до выяснения судьбы своих близких, сообщает «Коммерсант». В результате Леван Хмиадашвили и Виктор Бучукури до сих пор остаются в Южной Осетии.

Хаммарберг покинул Цхинвал и заявил, что переговоры по освобождению подростков будут продолжены по телефону. Грузинская пресса и политики зашлись негодованием. В какой-то мере, понять их можно - ведь дети ни при каких условиях не должны становится разменной монетой в противостоянии. Кстати, и осетинские тоже. Поскольку национальность, происхождение и гражданство детей - здесь абсолютно ни при чем.

Вопрос в другом: почему грузинские власти, которые заявляют о своей обеспокоенности судьбой ребят, рукоплещут европейским переговорщикам и не дают возможности вести переговоры грузинским правозащитником. Дело в том, что на днях правозащитник, представитель оппозиционной Республиканской партии Паата Закареишвили (на фото), репортер по журналистским расследованиям Вахтанг Комахидзе и председатель Союза инвалидов войны и супруг погибших воинов Манана Мебуке побывали в Цхинвале, чтобы прояснить судьбу двух грузинских подростков. Они провели переговоры и с президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты.

По возвращении в Тбилиси, как сообщает Civil.ge, Закареишвили заявил, что их визит в Цхинвали был организован цхинвальскими неправительственными организациями. По его словам, встреча с Кокойты заранее не планировалась. Это было спонтанным предложением со стороны хозяев, на что согласились все трое членов делегации, поскольку, по их словам, это был шанс сказать напрямую югоосетинскому лидеру о необходимости освобождения этих двух подростков. Все грузинские правозащитники получили возможность встретиться с подростками в Цхинвальской тюрьме.

«Кокойты начал беседу об августовской войне со своими политическими оценками, в ней он обвинил власти Грузии», - заявил Закареишвили после возвращения из Цхинвала в интервью различным СМИ. - «Я сразу сказал, что понимаю вас, но мы не пришли сюда для решения политических вопросов. Я тут не в качестве оппонента или защитника Саакашвили. Мы пришли для выяснения судьбы детей, и просим учесть этот момент».

И вот ведь дела! Грузинских правозащитников официальный Тбилиси раскритиковал. Их фактически обвинили в ведении переговоров с «сепаратиским режимом», так называют руководство Южной Осетии в Тбилиси.

Лидер входящей в оппозиционный «Альянс за Грузию» Республиканской партии Давид Усупашвили сразу заявил, что он ожидает атаку против его партии и, в частности, против Закареишвили после его визита в Цхинвал. Он также особо отметил: что бы там ни говорили, Закареишвили ездил туда с единственной целью - выяснить перспективы освобождения грузинских детей.

Оппозиционеры не ошиблись. Госминистр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили объявил, что визит этих трех лиц в Цхинвал якобы не имел смысла. «Грузия является свободной страной. Каждый имеет выбор, с кем будет дружить и с кем разговаривать», - указал он. «Отношения, я считаю, в первую очередь, должны быть установлены с народом, а не с криминальным режимом», - демагогически заявил Якобашвили.

В заданном Якобашвили тоне вещали и его коллеги. «Каждый человек, который решит войти в оккупированную зону,.. должен знать, что ему надлежит проявить особую осторожность, чтобы не стать частью антигрузинской пропаганды со стороны Кокойты», - заявил депутат парламента от правящей партии Нугзар Циклаури. Ему вторил и его коллега Шота Малашхия.

Человеку, далекому от политики, так и хочется сказать: да уж, во власть в Грузии пришли не очень порядочные люди, если даже жизнь и здоровье детей они расценивают как пиар-технологии.

Ведь если и впрямь их волнует судьба детей, то какая разница кто и как достигнет договоренности по их освобождению? Неужели, в XXI веке в Грузии изменилась цена слезы ребенка? Ведь еще со времен Достоевского известно, что счастье всего мира не стоит и одной слезинки ребенка...