Согласно новому ежегодному плану сотрудничества с НАТО, Грузия в наступившем году обещает усилить военные реформы, искоренить последствия августовской войны, активизировать антикоррупционную деятельность, предоставить больше свобод СМИ и провести весной местные выборы на уровне, соответствующем молодой демократии.
Госминистр Грузии по европейской и евроатлантической интеграции Георгий Барамидзе заявил, что план сотрудничества должен быть утвержден к концу января.
Каковы на сегодняшний день перспективы Грузии с точки зрения возможного членства в североатлантическом альянсе, корреспондент GeorgiaTimes узнал у российского и грузинского политологов.
Феликс Станевский, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ:
Могут ли такие ежегодные программы сотрудничества Грузии и НАТО заменить ПДЧ?
Многие на Западе хотят видеть Грузию в НАТО. В первую очередь, это страны Восточной Европы и часть американского истеблишмента, не нынешнего руководства. В будущем многое будет зависеть от того, смогут ли эти силы воздействовать на решение вопроса о принятии Грузии в альянс.
Без сомнения, попытки подтянуть Грузию как можно ближе к НАТО будут предприниматься. В то же время, в блоке есть силы, которые не хотят торопиться и понимают, что слишком быстрое сближение Грузии и НАТО может дестабилизировать обстановку на Кавказе и испортить отношения с Россией.
Разница во взглядах относительно того, принимать ли Грузию в альянс, довольно большая - примерно такая же, как и в отношении к нынешнему президенту страны Михаилу Саакашвили.
Продолжат ли США в контексте российско-американской перезагрузки активно лоббировать интересы Грузии, в том числе и в ее стремлении в НАТО?
Конечно, Соединенные штаты продолжат лоббировать интересы Грузии в ее стремлении в НАТО. Просто степень этого лоббирования несколько другая. Если раньше это можно было сравнить с жаром и пылом, то сейчас этого нет, однако Тбилиси продолжают подтягивать к альянсу. Лишнее тому подтверждение - недавний визит в Грузию американского сенатора Джона Маккейна.
Готова ли Грузия в ее нынешнем состоянии к вступлению в НАТО?
Нет, Грузия не готова к вступлению - и члены альянса это прекрасно понимают и говорят об этом. Для того чтобы стать членом блока, стране следует пройти большой путь.
Однако многие правила по вступлению в НАТО в отношении Грузии могут быть отставлены в сторону, если у альянса будет огромное желание видеть республику в числе действующих членов. Если же руководствоваться общепринятыми стандартами НАТО, этот вопрос не должен стоять на повестке дня. Сейчас для Тбилиси куда важнее вопрос стабильности, во многом связанный с отношениями страны с Абхазией и Южной Осетий.
Гия Мелитаури, грузинский военный эксперт:
Могут ли такие ежегодные программы сотрудничества Грузии и НАТО заменить ПДЧ?
В первую очередь хочу сказать, что ПДЧ не является панацеей для вступления в НАТО. По сути, нынешние ежегодные программы сотрудничества Грузии с альянсом это и есть трансформированный ПДЧ, состоящий из комплекса поэтапных шагов Тбилиси на пути в блок.
Продолжат ли США в контексте российско-американской перезагрузки активно лоббировать интересы Грузии, в том числе и в ее стремлении в НАТО?
Несомненно, продолжат. Интересы США и НАТО на Кавказе очень велики, поэтому альянс и Соединенные Штаты заинтересованы как в членстве Грузии в НАТО, так и в европейских структурах, таких, как Евросоюз. Более того, членство Грузии в этих организациях будет гарантом стабильности на Южном Кавказе.
На сегодняшний день Грузия является яблоком раздора между двумя сторонами. Хоть это и не холодная война, но и у России, и у НАТО есть свои интересы на Южном Кавказе. В будущем акценты будут расставлены, и узел противоречий между сторонами будет развязан. Если Грузия будет определена, как член НАТО и ЕС, то тех проблем, которые есть сейчас, уже не будет.
Готова ли Грузия в ее нынешнем состоянии к вступлению в НАТО?
Нет, не готова. Впрочем, для того и нужна ежегодная программа, чтобы подготовить Грузию к этому членству. Сколько времени потребуется Грузии для соответствия стандартам Североатлантического альянса - покажет время. Но такое поэтапное вступление, безусловно, поможет стране к этому подготовиться.