Об этом корреспондент GeorgiaTimes побеседовал с политологами и представителями закавказских республик.
Как вы оцениваете создание Северо-Кавказского федерального округа?
Владимир Анохин, вице-президент Академии геополитических проблем
Я полагаю, что это положительный момент в изменении территориальной структуры России, потому что раньше в Южном Федеральном округе существовал конгломерат различных интересов, которые никак не стыковались. Это было связано с различиями в менталитете. Сейчас же, исходя из опыта тех проблем, которые возникли на Северном Кавказе, есть возможность решить ряд вопросов: занятости, клановости и коррупции.
Константин Сивков - первый вице-президент Академии геополитических проблем
Думаю, это правильно. Такое решение связно с тем, что на Северном Кавказе сейчас особая ситуация, связанная с нынешним политическим обострением и с предполагаемым обострением. Поэтому там должен был быть создан особый округ. С учетом этнокультурных, экономических, политических и духовных особенностей это верный шаг.
Подходит ли Хлопонин для этой должности? Ведь накануне говорили о возможности назначения на эту должность Козака или Сечина?
Владимир Анохин
Я плохо представляю, как Хлопонин будет ориентироваться в проблемах Кавказа, тут нужен особый менталитет. Да, он хороший предприниматель, но суть вопроса заключается в том, как Хлопонин сможет проводить эффективную политику решения тех проблем, которые уже назрели. Это и земельный вопрос в Кабардино-Балкарии, и вопросы взаимоотношений в Карачаево-Черкесии, не говоря уже о Чечне. Это очень сложная проблема, и я сомневаюсь, что Хлопонин ее решит. Что касается кандидатуры Козака, то он в Южном федеральном округе не навредил, но и пользы принес. Сечин же, пожалуй, наиболее подходящая кандидатура, если брать в расчет его опыт, биографию и личные качества.
Константин Сивков
В этот федеральный округ должен назначаться человек с опытом разрешения кризисных ситуаций как в экономической, так и в политической и этнокультурной областях. Александр Хлопонин, на мой взгляд, необходимым опытом для решения кавказских проблем не обладает. Возможно, Козак бы подошел туда больше. Что же касается Сечина, то, насколько я знаю, он сейчас занимает высокий пост и занимается вопросами оборонной сферы, поэтому назначать его туда не стоило. В целом на данный момент я не вижу людей, способных развязать кавказский узел
Какие в данном контексте вырисовываются перспективы в отношениях России с Абхазией и Южной Осетией?
Владимир Анохин
Отношения с Абхазией и Южной Осетией не изменятся, хотя, конечно, Южная и Северная Осетия тесно взаимосвязаны. Другое дело, что работа центральных органов власти будет более целенаправленной и появится понимание того, как координировать жизнь этих двух республик.
Константин Сивков
Отношения с Абхазией и Южной Осетией будут развиваться и укрепляться. Это связано с двумя факторами: во-первых, Россия дает молодым республикам гарантии безопасности, а во-вторых, сотрудничество с Сухумом и Цхинвалом необходимо Москве, чтобы обезопасить собственные границы. Если же эти территории перейдут под контроль проамериканского правительства Грузии, которое по своей сути является антигрузинским, это приведет к резкой дестабилизации обстановки в той же Ингушетии, Чечне и Кабардино-Балкарии.
Тем не менее, несмотря на дальнейшее сотрудничество России с Абхазией и Южной Осетией, я прогнозирую обострение ситуации на Северном Кавказе. Это обусловлено заинтересованностью США в получении результата от своей внешней политики, так как американцы, по сути, проиграли войну в Афганистане и Ираке. Проиграна их война и в Южной Осетии, поскольку грузинская элита пошла на войну в августе 2008 года именно по указанию Вашингтона. На мой взгляд, Соединенные штаты будут добиваться того, чтобы взорвать ситуацию на Северном Кавказе, чтобы втянуть Россию в местные разборки, а затем военным путем решить проблемы в Абхазии и Южной Осетии.
Феликс Станевский, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ
Если на Северном Кавказе будет стабильность и утихомирятся страсти, то, естественно, России будет легче выстраивать отношения с Абхазией и Южной Осетией, поскольку стабильность на Кавказе - это единое целое. Те меры, которые сейчас предпринимаются, имеют цель как раз стабилизировать положение.
Константин Кочиев, госсоветник президента Южной Осетии
Естественно, Южная Осетия как часть Кавказа очень заинтересована в стабильности и благополучии всех сопредельных территорий. У нас традиционно хорошие отношения с территориями Северного Кавказа и, надеюсь, эти связи будут укрепляться.