Родители и дети

Готов ли Саакашвили переписать конституцию?

Критика конституционных порядков конституции Грузии от Венецианской комиссии была ожидаемой. Концентрация власти в руках президента страны и ограничение свобод СМИ и судов стали визитной карточкой действующего грузинского режима. О старых болячках Михаилу Саакашвили накануне напомнил президент Венецианской комиссии Совета Европы Джанни Букикио. Он убежден, что в стране необходимо обеспечить равные права всех трех ветвей власти, снизив зависимость парламента от президента Грузии и передав депутатам полномочия контроля за действиями главы государства, а также обеспечить большую самостоятельность суда. «Только самостоятельный и независимый суд является условием развития демократического государства», - добавил Букикио. По мнению президента Венецианской комиссии, новая конституция Грузии должна быть принята на основании широкого консенсуса всех политических партии и сил страны.

Более того, находящиеся в Грузии эксперты комиссии подчеркнули, что в пересмотре нуждается и закон о митингах и манифестациях. Эксперты считают, что само по себе ограничение прав на собрания не входит в противоречие с Венецианской конвенцией и определенные ограничения допустимы, однако запрет на приближение манифестантов в радиусе 20 метров к государственным учреждениям попросту нецелесообразен.

Выслушав рекомендации, Михаил Саакашвили заявил о готовности пересмотреть Конституцию страны и сделать главный юридический документ Грузии более сбалансированным и удовлетворяющим европейским стандартам, а также внести соответствующие изменения в закон о митингах. Воплотит ли грузинский лидер свои обещания в реальные шаги? Об этом корреспондент GeorgiaTimes побеседовал с представителями оппозиции Грузии.

Как вы относитесь к предложениям Венецианской комиссии?

Ивлиан Хаидрава, член «Республиканской партии», политолог

В свое время мы выступали против внесения изменений в конституцию, которые значительно расширили полномочия президента. В итоге эти изменения привели к печальным событиям. Была нарушена система противовеса, и мы получили концентрацию власти в руках президента, в его офисе. Еще более ослаб парламент, а судебная власть превратилась в придаток исполнительной. В дальнейшем в этом направлении также были сделаны определенные шаги. Так, из конституции убрали пункт, запрещавший соединение МВД и министерства госбезопасности. В результаты мы получили монстра в лице МВД, который контролирует все и вся. Поэтому ситуация тревожная. Фактически председатель Венецианской комиссии подтвердил то, о чем они говорили в течение всех этих лет. Еще в 2004 году комиссия раскритиковала изменения в конституции, а в дальнейшем также давала отрицательные заключения. Поэтому вердикт Букикио для меня не был сюрпризом - он подтвердил линию комиссии, которая состоит в том, что конституционный процесс в Грузии в последние годы развивался в направлении, противоположном развитии демократии.

Возможное расширение полномочий парламента нужно рассматривать в контексте далекоидущих планов Саакашвили. Заканчивается его второй президентский срок, не за горами 2013 год. Сейчас в Грузии поговаривают о возможном введении российской модели бывшего президента в качестве премьера, поэтому здесь многое будет зависеть от притязаний Саакашили и его намерений сохранить власть после истечения второго срока. Согласно же действующей конституции, должность премьер-министра довольно формальная. В 2013 году изменения в конституцию будут внесены в любом случае. Каким путем и как команда, находящаяся сейчас у власти, попытается ее сохранить на будущее, мне сказать сложно. Но то, что они будут делать все для этого - факт.

Сосо Шатберашвили, генеральный секретарь Лейбористской партии

Нужно не только урезать права президента Грузии, но и сделать страну парламентской республикой. К сожалению, все грузинские президенты со временем становились диктаторами. Хотелось бы, чтобы Грузия имела нового и президента и новый парламент, избранный в ходе честных выборов. Именно новый парламент и президент должны делать новую конституцию. Саакашвили же сейчас не в состоянии работать над этим документом, поскольку он думает только о том, как удержать власть и уйти от ответственности перед грузинским народом, в том числе и от ответственности за войну 2008 года. Поэтому ни он, ни его парламент, в котором сидят необразованные люди, не в состоянии принять какой-либо документ, тем более конституцию.

Георгий Гачечиладзе, лидер партии «Зеленые Грузии»

Это далеко не первое предложение Венецианской комиссии. Они не раз критиковали конституцию страны, однако Тбилиси не обращает внимания на их заключения. Сейчас правительство не интересует ни международное мнение, ни мнение масс-медиа. Единственная мотивация их деятельности заключается в сохранении власти, поэтому на изменение конституции они не пойдут. Гипотетически власти могут ввести российскую модель, сделав пост премьер-министра более сильным и сбалансировав парламент. Но сделать сильный парламент не получится ввиду слабого рейтинга правящей партии. Думается, что Саакашвили вряд ли удастся сохранить власть в силу его реального положения внутри страны и на международной арене. Сейчас он больше заботится о том, чтобы уйти из власти, сохранив политические дивиденды, полученные за время правления.

Нужно ли смягчить закон о митингах?

Ивлиан Хаидрава

Если вспомнить 2007 год и разгон демонстраций, то можно сказать, что у властей нет оправдания таким действиям. В любом случае, законодательство в странах нашего типа важно - лучше иметь хороший либеральный закон, чем крутой антидемократический. Другое дело, что намерения исполнять такой закон нет. Это как с избирательным кодексом: можно написать очень хороший кодекс, но справедливые выборы можно провести и с нынешним избирательным кодексом. В любом случае, лучше иметь либеральную демократическую законодательную базу, чтобы можно было апеллировать и требовать ее выполнения, потому что в последние годы ужесточения сделали законодательство антилиберальным.

Сосо Шатберашвили

Этот закон должен быть смягчен, поскольку сейчас в Грузии насчитывается около 45 политзаключенных. Они находятся в тюрьмах не по политическим статьям, а по статьям типа «хулиганство» и «неподчинение полиции». Поэтому нужно пересмотреть этот закон, чтобы арестованные во время манифестаций не сидели в КПЗ по три месяца.

Георгий Гачечиладзе

Такие поправки в закон нужно внести, поскольку нынешнее его содержание сужает возможности оппозиции и поощряет политические преследования. Но я не думаю, что власти не изменят этот закон до местных выборов в мае. В будущем же они могут на это пойти.