Родители и дети

Янукович открестился от признания?

GeorgiaTimes побеседовал с российскими политологами.

Накануне Виктор Янукович дал понять, что сейчас Киев не рассматривает вопрос признания молодых закавказских республик Абхазии и Южной Осетии. Президент отметил, что он был противником политики двойных стандартов. «И когда решался вопрос независимости Косово, я сказал, что это двойные стандарты по отношению к Сербии, и они обязательно в ближайшее время самым негативным образом скажутся на остальных территориях, где есть замороженные конфликты», - считает Янукович.

По мнению президента, Организация Объединенных Наций (ООН) должна выработать единые критерии в вопросе, касающемся статуса как Южной Осетии и Абхазии, так и Косово. «Навсегда договориться применять единые правила», - добавил он.

О том, что означает заявление Януковича с точки зрения будущего курса Украины и перспектив сотрудничества Киева и Москвы, корреспондент GeorgiaTimes поинтересовался у российских политологов.

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы

Думаю, ничего страшного не произошло. Надо понимать внутриполитическую конъюнктуру Украины. Во-первых, есть достаточно серьезные основания для опасений за территориальную целостность самой Украины. Достаточно вспомнить несколько анклавов, которые гипотетически, при определенных условиях, могут претендовать на ту или иную форму автономии, а то и независимости. В первую очередь, это русинское Закарпатье, Галичина и Крым. Нельзя забывать, что к Украине есть территориальные претензии, например, у Румынии. Поэтому стране, у которой есть потенциальные сложности со своей территориальной целостностью, признавать Абхазию и Южную Осетию достаточно проблематично.

Кстати, при определенных условиях признание республик со стороны Украины ранее было возможно. Например, если бы Саакашвили продолжил линию на поддержку Тимошенко перед вторым туром выборов и получила бы продолжение история с так называемыми наблюдателями, то был шанс, что на таком эмоциональном фоне Янукович мог пойти на признание. Но Саакашвили вовремя остановился.

Максим Григорьев, директор Фонда исследований проблем демократии

Признание Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых стран сразу после избрания Януковича продемонстрировало бы однозначно пророссийскую позицию нового президента. Эта позиция для него, с политической точки зрения, сейчас достаточно непростая. Думаю, к этому вопросу Янукович еще вернется, но в другое время.

Можно ли говорить что это продолжение политики Ющенко?

Евгений Минченко

Нет. Дело в том, что у Ющенко был план признать Косово. Ряд его соратников почему-то считали, что если признать эту автономию, то Украину возьмут в НАТО. Очевидно, политика Януковича будет более взвешенной, направленной на выстраивание гармоничных отношений одновременно с Евросоюзом и с Россией. И эта политика будет очень сильно отличаться от политики Ющенко, которая была построена на антироссийском векторе. Сейчас в Киеве рассчитывают на стратегический союз с Брюсселем и Москвой и, возможно, еще какими-то постсоветскими странами. Ничего общего с политикой Белоруссии тут, однако, нет. Это другая концепция, поскольку Янукович не занимается геополитическим шантажом.

Максим Григорьев

Не стоит говорить, что это продолжение политики Ющенко. Ситуация состоит в том, что сейчас Януковичу необходимо продемонстрировать дистанцированность интересов Украины как перед Россией, так и перед Западом. Поэтому ряд действий, которые он предпринимает, пока носит некий символический характер.

Приведет ли заявление о непризнании к проблемам во взаимоотношениях Украины с Россией?

Евгений Минченко

Янукович не сказал, что он не признает. Он лишь сказал, что ему не нравится политика двойных стандартов. Президент Украины не сказал ни «да», ни «нет». И это вовсе не означает, что вопрос о признании не может возникнуть в будущем. На мой взгляд, проблем между Москвой и Киевом не возникнет. Не могу сказать, что Россия так уж заинтересована в масштабном признании республик, поскольку у тех же абхазов появится больше возможностей для международного лавирования, особенно если вспомнить очень влиятельную черкесскую общину в Турции. У России сейчас есть ряд других гораздо более прагматичных задач, которые надо решать с Украиной, чем эта важная, но, в какой-то мере, периферийная задача расширения международного признания Абхазии и Южной Осетии.

Максим Григорьев

Безусловно, со стороны России ничего позитивного в этом нет, но на этом этапе такая позиция встретит определенное понимание.

(фото: Росбалт)