Родители и дети

Южную Осетию ждет революция?

GeorgiaTimes.

Цхинвальские погорельцы решили организовать далеко не первый митинг протеста против медленных темпов строительства и нарушения «конституционных прав жителей республики». На втором требовании стоит остановиться подробнее.

По сведениям перебежчика из оппозиционного лагеря Алана Джигкаева, истинные организаторы митинга, сидящие в Москве, хотят потребовать проведения референдума об отставке Эдуарда Кокойты, апеллируя к Конституции. При этом, в самом «основном законе» четко прописано, что этот вопрос не может выноситься на плебисцит. То есть, это требование изначально носит провокационный характер, и «серые кардиналы» оппозиции просто рассчитывают на разгон митинга и кровавую развязку, которая в конечном итоге приведет к изгнанию президента.

Джигкаев, надо думать не без подсказки политтехнологов, говорит, что это будет новая «цветная революция», спланированная на этот раз из Тбилиси.

В это поверить непросто, если учесть, что главный оппонент Кокойты - глава компании «Стройпрогресс», проводившей газопровод «Дзурикау-Цхинвал», Альберт Джуссоев живет и работает в Москве. На днях он действительно призвал жителей республики потребовать отставки президента.

По мнению Джуссоева, команда Кокойты нерационально распорядилась выделенными Россией средствами на восстановление республики после налета грузинской армии в августе 2008 года. Это главное обвинение, к которому добавляются претензии о назначении на ключевые посты родственников и приближенных Эдуарда Джабеевича, отсутствие профессионалов в правительстве, подавление оппозиции и народных протестов.

Мэрия Цхинвала, будто нарочно подтверждая последний пункт обвинений, запретила митинг погорельцев, от имени которых выступал Григорий Дзасохов. Причиной была названа чистая формальность - отсутствие полных данных и адреса организатора митинга. Правда, ему предложен другой вариант - провести вместо митинга собрание в большом зале администрации города.

Журналисты ИА «Рес» навестили Дзасохова, который более полутора лет живет в палатке около полуразрушенного шестиквартирного дома. Выяснилось, что погорелец сам отказывается от плана восстановления, предложенного властями. Предполагается построить на этом месте новый дом на шесть квартир, пять из которых, как и в старом, будут принадлежать государству, а шестая - Дзасохову. Однако он считает весь дом своей собственностью на том основании, что до 1940 года он принадлежал его деду. И восстанавливать его он хочет сам.

Мэр города Герасим Хугаев считает, что запланированный Дзасоховым митинг - лишь предлог, чтобы дестабилизировать обстановку. И за всем этим, по его словам, стоят все те же грузинские спецслужбы и деньги из западных фондов.

Несмотря на запрет, организаторы митинга все равно решили выйти на привокзальную площадь города 21 марта. Об этом GeorgiaTimes сообщил собкор ИА Regnum по республике Северная Осетия - Алания Мурат Габараев.

- Если по закону разрешение на проведение митинга не дали, а это не пикет, и требуется разрешение, то против организаторов примут какие-то меры, потому что это будет нарушением общественного порядка. Организаторы говорят, что все равно выйдут и будут выдвигать свои претензии. Это погорельцы, которые не согласны с тем, как идут восстановительные работы в Южной Осетии.

- Насколько справедливы их требования к властям?

- Есть объективные причины - до сих пор некоторые жители живут в палатках. Насколько это справедливо - решать пострадавшим, которым власти обещали помочь. Но недавно я там был, видел, что строительные работы ведутся, микрорайон «Московский строится, частные дома строятся. Хотя только начало весны, строительные работы в Цхинвале идут.

- Там могут быть какие-то беспорядки?

- Я думаю, власти республики не пойдут на то, чтобы применять к участникам митинга силовые методы. И сейчас обстановка в Южной Осетии такая, что у них оборвались из-за снегопадов линии электропередачи, дороги под снегом, и вряд ли из районов доберутся люди. Так что если митинг и состоится, то будет малочисленным. Люди предпочтут оставаться дома. На сегодняшний день в Цхинвале нормальная обстановка

Претензии к осетинским властям по неэффективному расходованию средств ранее высказывались и российскими чиновниками. Об этом GeorgiaTimes напомнил ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.

- В прошлом году проходили проверки Минрегионразвития, Cчетной палаты. И было выявлено нецелевое использование государственных средств. Это привело к тому, что определилась оппозиция. Причем нарушения идут как в направлении строительства, так и в направлении социального обеспечения, потому что большая часть жителей получает российскую пенсию, кое-что входит в российские нацпроекты.

Правительство России в прошлом году ужесточило политику и начало выдавать целевое финансирование, но на объемы неосвоенных средств это не повлияло. Поэтому оппозиция сейчас старается поднять эту проблему, тем более, что на фоне экономического кризиса Российской Федерации тяжело и сложно поддерживать большие финансовые направления и расходные статьи.

Если сейчас ЮО не ускорит освоение выделенных средств, в дальнейшем они такое финансирование собрать не смогут. Этим обусловлена борьба внутри республики.

Но пока, как и во всех северокавказских республиках, здесь превалирует клановая система распределения денежных средств и занимания должностей ключевых государственных. А без ее изменения говорить об эффективном использовании денежных средств крайне сложно.

- Как воспринимать заявления о том, что оппозиция связана с грузинскими спецслужбами и намеренно дестабилизирует ситуацию?

- Традиционно используют фразу, что у Южной Осетии нет внутренней политики, а есть только внешняя. Понятно, что это все инструменты, так же как оппозиция некоторое время использовала обвинения в том, что южноосетинское руководство связано с грузинскими властями. Все это информационный фон. Важно понимать, вокруг чего идет борьба. А она идет вокруг финансирования.

-Насколько верно с политической точки зрения поступает руководство, когда отказывает оппозиции в проведении митинга?

- Здесь надо понимать, что любое взаимодействие должно быть конструктивным. Если предлагаются конкретные предложения и планы - это конструктивно. Если просто выходят на улицы и не предлагают никакого плана, никакой новой стратегии освоения тех же самых средств, а только хотят поставить своих людей на те же места - то это неэффективно и бессмысленно. Все зависит от оппозиции. Если она выходит просто протестовать, это решение о запрете оправдано.