GeorgiaTimes.
Парламент страны принял решение рассмотреть «Хартию свободы», инициированную депутатом от фракции «Сильная Грузия» Гией Тортладзе. Автор давно представил документ коллегам, да руки до него не доходили. Как заявил GHN председатель юридического комитета Павле Кублашвили, причиной были командировки некоторых депутатов.
Как уже писала GeorgiaTimes, идея объединить два раскритикованных непарламентской оппозицией закона под одним красивым названием пришла Тортладзе в декабре прошлого года.
«Патриотический акт» прописывает мероприятия, которыми Грузия должна защититься от террористов. Документ копирует многие положения аналогичного закона в США, принятого после атаки на башни-близнецы 11 сентября 2001 года. Он предусматривает, например, мониторинг антитеррористическим центром МВД банковских переводов, превышающих 10 тысяч лари. Оппозицию, которая зачастую получает деньги из-за рубежа, это возмущает.
МВД, согласно законопроекту, должно оснастить камерами наблюдения аэропорты, морские порты, железнодорожные станции, метрополитен, стратегические мосты, электростанции и другие места. Это тоже усиливает контроль государства за своими гражданами.
Проект закона «О люстрации», в свою очередь, устанавливает перечень тех должностей, на которые не могут быть назначены сотрудники госбезопасности СССР, лидеры компартии и комсомола. В первую очередь это высокие посты в администрации президента, в аппарате парламента и правительства, Совете Национальной безопасности, государственных высших учебных заведениях, департаменте статистики и на государственном телевидении и радиоканалах.
Первоначальный проект такого закона был разработан еще осенью 2005 года парламентом предыдущего созыва. Инициатива исходила от Республиканской партии и консерваторов, вместе с которыми тогда выступал и Гия Тортладзе. Авторы использовали опыт стран Восточной Европы, Чехии и Литвы.
Соединение этих двух законопроектов под названием «Хартия Свободы» выглядит как оруэлловский оксюморон с вывески Министерства правды: «Война- это мир, свобода - это рабство, незнание - сила». Странно, что ограничивающий права граждан Грузии документ назван также, как декларация африканских племен, освобождавшихся от колониального рабства. Впрочем, сам автор документа - Гия Тортладзе, не видит в этом никакого противоречия.
- Закон критикуют, хотя его еще никто не читал. Я считаю, что в Грузии должна быть создана такая законодательная форма, чтобы страна была защищена от внешних врагов. Это связано с очень важными вопросами государственной безопасности, - заявил депутат в интервью GeorgiaTimes.
- Некоторые эксперты, например экс-министр иностранных дел Ираклий Менагаришвили, считают, что Закон о люстрации опоздал на несколько лет, и страны Балтии приняли такие законы еще в начале 90-х годов.
- Да, я согласен, закон запоздал, надо было пораньше его принять, как раз тогда, когда в правительстве был Менагаришвили. Но тогда страну возглавлял Шеварднадзе - человек из этих самых органов КГБ. Я же с первого дня в парламенте выступил с этой инициативой.
- Будет ли эффективен закон сейчас? Разве много людей из советских спецслужб и компартии осталось у власти? И захотят ли они добровольно признаться?
- Они не у власти, хотя, может быть, есть и такие, кто сейчас работает. Но мы должны сделать так, чтобы они никогда не пришли к власти. По закону это будет добровольное признание и отказ занимать должности. Тогда имена останутся в тайне. Но если человек откажется сотрудничать со специальной комиссией, то его фамилия будет обнародована, будут опубликованы списки. Это касается всех лидеров компартии и комсомола. Они смогут баллотироваться на местных выборах, но избиратели обязательно должны будут знать об этих фактах их биографии.
- Оппозиция опасается, что «Акт патриота» будет использоваться для слежки за гражданами
- Нет, не будет. Эти люди не читали законопроект. Там нет никакой прослушки телефонных разговоров. Просмотра интернет-переписки тоже нет.
- А что будет?
- Будет контроль за денежными переводами, будет усиленный контроль на так называемой «границе» с Абхазией и Южной Осетией. Там должны стоять люди и проверять. Ведь очень много взрывов было в приграничных районах: и на ЛЭП, и на железной дороге. В целях предупреждения терактов такой контроль необходим.
- Законопроект предусматривает ограничения, а называется «Хартия Свободы», это не противоречит его сути?
- Свобода - это не значит анархия. В свободной стране преступник должен сидеть в тюрьме. Людей нельзя терроризировать в свободных странах. Любая демократическая страна использует ограничения ради свободы ее граждан.
- Вы надеетесь, что законопроект примут?
- Да, я думаю, мы примем его. Через два дня будет обсуждение в юридическом комитете.
Законопроект критиковала не только радикальная оппозиция, которую власти неустанно обвиняют в предательстве интересов Родины и работе на российские спецслужбы. Довольно резко в прошлом году осудили «Хартию свободы» христиан-демократы. Однако их позиция может быть пересмотрена в зависимости от поправок, которые они советовали внести Тортладзе. следовало бы внести за это время. Как заявил GeorgiaTimes лидер фракции Леван Вепхвадзе, все станет понятно на заседании юридического комитета, где будет рассматриваться проект.
- Главным недостатком этого законопроекта было то, что в Грузии не сохранилась информация о тех, кто служил в органах госбезопасности СССР. В начале 90-х годов списки были вывезены в Россию. И вряд ли сейчас Россия согласится их предоставить. Сейчас она снова работает над привлечением старой агентурной сети в Грузии, поэтому вряд ли заинтересована в раскрытии этих данных. И если закон будет принят, мы просто не сможем доказать, сотрудничал ли кто-то с КГБ или нет. Может быть, это будет просто декларация о том, чтобы люди, работавшие в советских органах безопасности, не занимали важные посты.
- Это единственная претензия к законопроекту?
- Нет, еще мы высказывали опасения, что закон приведет к ущемлению прав человека, будет использоваться для преследования оппозиции.
- Как вы думаете, будет ли принят закон парламентом?
- Проблема в том, что из-за отсутствия документации, он не может быть реализован. А примет ли его в таком виде большинство - посмотрим.
Некоторые критики законопроекта опасаются не столько за себя, сколько за состояние общества. Ведь новый закон может внести раскол и посеять недоверие между его членами. По этой причине против него будет голосовать Зураб Ткемаладзе - лидер фракции «Промышленники».
- Я отношусь к этому законопроекту отрицательно. Думаю, он не будет способствовать нормализации внутренней ситуации в Грузии и принесет нехорошие последствия.
- Как вы думаете, зачем были объединены «Закон о люстрации» и «Патриотический акт»?
- Потому, наверное, что «Патриотический акт» провалился, и его хотят подсунуть вместе с законом о люстрации, чтобы все-таки провести.
- Будет ли практический эффект от этого закона, так ли много бывших агентов остались на важных постах?
- Некоторые люди действительно были выявлены, но если кто-то и остался, их разоблачение будет неприятным и приведет, как я уже сказал, к нехорошим последствиям. Я считаю, что эту идею надо оставить.
- Не кажется ли вам, что «Акт патриота» будет использоваться для тотальной слежки государства?
- Да, может быть. У нас итак чересчур много слежки и полномочий спецслужб.
- Ваш прогноз: примут законопроект или нет?
- К сожалению, наверное, примут.