GeorgiaTimes.
Уже на этой неделе должен быть утвержден Комплексный план содействия социально-экономическому развитию Абхазии. Он сулит ей большие деньги. Россия потратит на республику 10 миллиардов рублей в течение трех лет.
На российские деньги, по словам премьера Сергея Шамбы, абхазы намерены "очень много строить", только дорог - примерно 160 километров. Средства также пойдут на объекты курортной инфраструктуры, в сельское хозяйство, на социальные программы.
Помимо этой безвозмездной помощи Москва выделит на развитие банковской системы 700 млн рублей в виде кредита на 10 лет под низкие проценты. Как обещает Шамба, государство рассчитывает наладить выдачу кредитов населению под приемлемые проценты на проекты для развития малого бизнеса.
По каким каналам будут выделяться деньги и как Россия будет контролировать расходы, президент Сергей Багапш решает в эти дни в Москве.
По предварительной информации, будет создана такая же структура, как в Южной Осетии, передает «Апсныпресс». То есть орган в Минрегионразвития России будет объявлять тендеры, определять подрядчиков и перечислять им деньги.
В отличие от Южной Осетии, претензий к Сухуму по расходованию средств у России никогда не было, отмечает Шамба. Более того, по его словам, на сэкономленные деньги дополнительно восстанавливались социально значимые объекты.
Зачем России это нужно? В Грузии считают, что она положила глаз на абхазскую недвижимость, а местное население воспринимает только как курортную обслугу. В доказательство того, что никакой самостоятельности Абхазии Россия не допустит, член «Экспертного клуба» Ираклий Цкитишвили приводит недавнее заявление Владимира Путина в адрес Белоруссии. GeorgiaTimes уже писала, что многие неверно истолковали его слова как «разрешение не признавать» бывшие грузинские территории. Российские собеседники нашего издания больше внимания обратили на вторую часть высказывания по позиции Кисы Воробьянинова: торг в этом вопросе неуместен.
А недоразумения с собственностью российских граждан действительно были, и Сергей Багапш даже собирался узаконить куплю-продажу негражданами Абхазии. Однако его остановили протесты оппозиции. Тем не менее правительство обещает пересмотреть законодательство и защитить права иностранных покупателей. По сведениям «Известий», приобретать разрешат только новостройки, а торговать землей власти Абхазии не собираются.
Но вопросы собственности в отношениях с Сухумом - далеко не самые важные, считают российские эксперты. Сотрудничество основано на других - стратегических и морально-нравственных основаниях, указывает Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии.
- У России перед Абхазией есть обязательства - не юридические, но нравственные. Видно у России такая участь - помогать нуждающимся. Она уже не первый раз выступает в этой роли. Есть в этом, конечно, и стратегический интерес. Абхазия для России - важный элемент для проведения политики на Кавказе. С этим и связана финансовая помощь ей.
- Средства массовой информации пишут о том, что Абхазия, несмотря на помощь со стороны России, ущемляет право собственности россиян на абхазскую недвижимость. Это можно трактовать, как «черную неблагодарность»?
- Журналистам и экспертам нужно быть аккуратнее и внимательнее в этих вопросах. Очень многие заинтересованные политические силы хотят, чтобы Абхазия поссорилась с Россией. Здесь важна продуманная политика. Я знаю, что абхазский бизнес настороженно относится к тому, что российский бизнес его может подавить, и такое действительно может случиться. Для разрешения таких сложных вопросов, я считаю, должен быть создан совместный орган, наподобие комиссии Черномырдина-Гора, которая в 90-е годы занималась проблемами взаимоотношений США и России. Думаю и здесь с одобрения парламента или просто решением президентов должна быть создана подобная комиссия. И на ней должно обсуждаться то, что Россия делает «опасное» для Абхазии.
Для России важно выбрать форму «мягкой силы», или точнее оказание помощи в такой форме, в которой США после Второй мировой войны поддержали Германию и Японию, без вмешательства во внутренние политические дела. Мы не должны лезть на голову абхазам, и прошедшие выборы в Абхазии показали преимущества такой позиции. Мы не сделали ошибки, тихо стояли в сторонке и дали абхазскому народу самому выбрать, какой президент ему нужен. Еще 2-3 таких избирательных цикла, и Абхазия исправит свою репутацию. Это уже не будут сепаратисты, спустившиеся с гор, а будет демократическое правительство, способное организовать честные прозрачные выборы.
- Насколько обоснованны опасения, что Абхазия, став на ноги, отступится от России, и это приведет к ущемлению российских интересов на Кавказе?
-Абхазия ведет уверенную диверсифицированную политику. В России не всем это нравится. Есть настроения, что Абхазия - это вассальное государство. Нам в этой ситуации важно не обращать внимания на это. Помогать утверждаться, но никаких элементов ревности быть не должно. Я думаю, что вреда от этого не будет. Важно, чтобы сохранился элемент доверия между абхазской и российской стороной. Доверие здесь - ключевое слово в политике, которую Абхазия и Россия должны проводить относительно друг друга.
Также уверен в преданности абхазов Николай Силаев, старший научный сотрудник Центра Кавказских исследований МГИМО. На вопрос, зачем России нужно спонсировать Абхазию, он ответил:
- России это нужно, чтобы было не обидно абхазцам, так Южной Осетии Россия уже выделила 10 миллиардов. Абхазия же сильно недоинвестирована. Многие годы блокады, существования в виде непризнанного государства оставили свой след. До сих пор многие здания не восстановлены после разрушительной войны 92-93 годов, изношена инфраструктура. Россия не хочет и не может, да и Абхазии не нужно, чтобы ее содержал российский бюджет. Поэтому нужно сделать так, чтобы Абхазия сама смогла построить доходную экономику. А инвестиции и сейчас взять неоткуда, кроме как из российского государственного бюджета. Было бы хуже, если бы Абхазии попыталась компенсировать эти расходы с помощью бума на недвижимость, как это произошло на черноморском побережье по нашу сторону от Псоу. Вряд ли от этого была бы польза. Абхазии не нужны диспропорции, а нужен государственный контроль, который позволяет сбалансировать развитие.
- Можно ли рассматривать как «черную неблагодарность» нарушения прав собственности россиян в Абхазии?
- Россиян там много, а вы имеете ввиду русскоговорящих? Нет, это можно рассматривать как естественные сложности, связанные с поддержанием правового порядка. В Абхазии нет государственной политики, направленной на ущемление прав русскоговорящих людей.
- Понятно, что сейчас Абхазия для России важна, как фактор стабильности в кавказском регионе, особенно в преддверии Олимпиады в Сочи. Но не предаст ли она российские интересы в отдаленном будущем? Не будет ли она, как и Грузия, стремиться к интеграции с ЕС.
- Я не вижу тут угрозы. Все постсоветские страны, в том числе Россия, нацелены на сближение с Европой, так что это не противоречит российским интересам
- А если она будет сближаться с Турцией?
- Турецкий бизнес играет существенную роль в Абхазии. Но сейчас российско-абхазские отношения обрели мощную юридическую базу. Соглашения о военном сотрудничестве и другие документы создают определенную парадигму отношений, которая и в дальнейшем будет сильным, значимым фактором в двустороннем сотрудничестве.