GeorgiaTimes побеседовал с представителями грузинской оппозиции и политологами.
По словам Ираклия Аласания, организации, составлявшие альянс, были вместе в течение одного года, и этот год был очень интересен, в том числе в плане приобретения опыта. Вместе с тем, оппозиционер отметил, что прежняя форма их взаимоотношений отныне исключена. «Мы решили работать над усилением наших партий и в этом направлении сосредоточить наши усилия», - заявил Аласания. Оппозиционер также подчеркнул, что каждая из партий, некогда входящих в объединение, будет сама принимать решение об участие в парламентских выборах.
Смотрите видео по теме: Раскол «Альянса»
«Альянс за Грузию» был образован в феврале 2009 года. В него вошла партия «Свободные демократы» Ираклия Аласания, Республиканская партия Давида Усупашвили, партия «Новые правые» Давида Гамкрелидзе и «Путь Грузии» во главе с Саломэ Зурабишвили.
В ходе выборов в органы местного самоуправления альянс набрал девять процентов голосов избирателей. В то же время, за представителей «Альянса за Грузию» в тбилисском городском собрании проголосовало 18 процентов жителей грузинской столице, а Ираклий Аласания стал вторым на выборах мэра Тбилиси.
Сразу же после проведения выборов «Альянс за Грузию» покинул один из лидеров - бывший омбудсмен Созар Субари. По информации грузинских СМИ, решение об уходе из альянса он принял еще полтора месяца назад, когда отказался от места председателя тбилисского сакребуло, но не хотел оглашать его, с тем чтобы не навредить альянсу и оппозиции в целом. Вместе с тем, Субари отметил, что если есть шанс на победу, не нужно «бороться за поражение». Именно так бывший омбудсмен намекнул на неспособность грузинских оппозиционных лидеров, включая того же Аласания, договориться между собой.
Ираклий Аласания тогда счел поступок Субари слабостью. «Есть люди, которые теряют веру в победу при первом же препятствии. Настоящих бойцов препятствия делают еще сильнее. Лично я никогда не был частью гарантированного плана победы. Даже в самых сложных обстоятельствах я побеждал именно своими руками и при поддержке соратников и так намерен продолжать. Созар выбрал свой путь», - прокомментировал лидер альянса уход правозащитника.
Спустя две недели оппозиционное объединение, впрочем, и вовсе перестало существовать. О причинах распада «Альянса за Грузию» и возможных перспективах новых политических объединений корреспондент GeorgiaTimes побеседовал с представителями грузинской оппозиции и политологами.
Ирина Саришвили, лидер партии «Имеди»
Распада альянса следовало ожидать. Все объединения и альянсы, которые создавались в Грузии за последние два года, были созданы спонтанно, и даже в случае победы они были обречены на распад. Поэтому я не думаю, что в Грузии найдется хоть один человек, который был бы этому удивлен. Эти люди абсолютно ничем друг с другом не были связаны. То же самое можно сказать и о других объединениях. Видимо, они думали, что с прагматической точки зрения нуждаются друг в друге.
Особенно большая ошибка была допущена со стороны Аласания, который с момента своего появления в активной политике имел большие перспективы для того, чтобы стать лидером оппозиции. Но стоило ему связать свою политическую судьбу с республиканцами, которые очень непопулярны в Грузии, как началось его поражение. Не думаю, что Аласания когда-нибудь займет то положение и обретет ту почву, которую он имел на момент своего появления в активной политике.
Георгий Гачечиладзе, лидер партии «Зеленые Грузии»
Распад альянса можно было ожидать, потому что в этом объединении были такие партии, которые в идеологическом смысле не имели много точек соприкосновения. Кроме этого, партии объединились для выборов, и как только Аласания показал свой результат, он начал думать и планировать усиление своих собственных позиций. Вообще уход Субара Субари показал, что внутри альянса большие проблемы, поскольку потеря такого известного правозащитника еще тогда поставила под вопрос единство этого политического объединения. Хотя, конечно, с точки зрения стратегии на выборах «Альянс за Грузию» сохранил единство.
Александр Рондели, президент Грузинского фонда стратегических и международных исследований
Думаю, распад «Альянса за Грузию» связан с результатами выборов. Союзы создаются для достижения какой-то цели, в трудный момент. Видимо, сейчас они решили создавать классическую партию, создавать ее солидно и с расчетом на будущее.
Есть ли перспективы создания новых политических союзов в Грузии?
Ирина Саришвили
У нас просто нет другого выхода. После местных выборов появился абсолютно предсказуемый политический вакуум. Практически все политические силы, которые были активно включены в процессы за последние два года, окончательно дискредитировали себя. Жизнь народа в Грузии от этого не стала лучше, а власти не стали популярнее. Они просто стали стабильнее, потому что у населения пропала всякая надежда после тех процессов в оппозиции, которые они наблюдали.
Сейчас мы перешли в новый период политической жизни. Думаю, с сентября в политике появятся люди, которые до сих пор молчали или не видели своего места в нынешней ситуации. Когда я об этом говорю, я подразумеваю и свою политическую силу, но и не только нас. Полагаю, осенью мы начнем свою политическую деятельность, однако так или иначе это не тот период, когда можно надеяться на акции и радикальные меры. Это время оппозиция упустила абсолютно сознательно.
Георгий Гачечиладзе
Еще до выборов у нашей партии «Зеленые Грузии», ориентированной на Запад, было предложение объединиться с другими партиями западного направления, чтобы создать противовес для тех партий, которые смотрят на север. Наше предложение еще в силе. Пусть другие политические партии об этом подумают. Сейчас у политических организаций новые цели - намечаются парламентские и президентские выборы, поэтому вопрос объединения крайне важен. Но и у нашей партии есть свой собственный потенциал.
Александр Рондели
Союзы должны появляться. В Грузии много партий, они не могут существовать отдельно, должны все время возникать какие-то комбинации, что и было до сих пор.