Родители и дети

Грузинам снится Сингапур

GeorgiaTimes побеседовал с экспертом Института стратегических оценок и анализа Сергеем Демиденко и грузинским экспертом по экономическим вопросам Гиоргием Хухашвили.

«Если хотим, чтобы Грузия развивалась - обращаюсь к своим коллегам, давайте работать ежедневно, чтобы усилить малый бизнес и способствовать развитию туризма в стране», - цитирует Веру Кобалия Бизнес Грузия.

Новый министр экономики полагает, что Грузия должна быстрей превратиться в европейский Сингапур. Для этого нужно искоренить в республике безработицу, развивать сельское хозяйство и туризм, а также привлекать инвесторов.

Вопрос на миллион долларов: как себе представляет госпожа Кобалия такой гибрид - азиатский технологический город-рай в сельскохозяйственно-туристической грузинской оболочке? Для того, чтобы ответить на него, вспомним историю азиатского государства.

Как известно, к моменту обретения независимости Сингапур представлял собой маленькую бедную страну, которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительный песок. Однако, первый премьер-министр республики Ли Куан Ю смог решить многие внутренние проблемы, что, в итоге, позволило Сингапуру совершить скачок от страны третьего мира до высокоразвитой страны с высоким уровнем жизни. Ли Куан Ю построил свою стратегию на привлечении в республику иностранных инвесторов и борьбе с коррупцией. В итоге за 30 лет Сингапур стал одним из наименее коррумпированных государств мира.

Примечательно, что борьба с взяточничеством была объявлена и в Грузии, и уровень коррупции в стране, действительно, упал. Однако, основу бюджета страны составляет помощь Запада, и привлечь инвестора в такой ситуации довольно проблематично, не говоря уже о том, чтобы поднять сельское хозяйство.

Корреспондент GeorgiaTimes поинтересовался у экспертов, так ли это на самом деле.

Сергей Демиденко: Сразу нужно сказать, что такие заявления не стоит воспринимать всерьез и буквально. В любом случае политик, занимающий важную и ответственную должность, должен сказать что-то яркое и интересное, обозначить свои намерения в дальнейшей деятельности. Поэтому мы очень часто слышим подобного рода заявления от новых лиц в той или иной администрации. «По пути Сингапура» - это звучит ярко и интересно. Однако, возможностей у Грузии пойти по пути этой республики пока нет. Все-таки в основе экономики "азиатских тигров" лежал прорыв в технологической области. И я не знаю, как Грузия сможет осуществить этот прорыв своими силами. Я не слышал, чтобы у грузин была научно-техническая и образовательная база для таких вещей. Поэтому эту фразу можно рассматривать как яркое высказывание нового политика, который хочет заявить о себе. Только и всего.

Георгий Хухашвили: Новый министр Кобалия повторяет высказывания других лидеров, которые все планируют, поэтому ее высказывания не стоит воспринимать всерьез. Что касается Сингапура, то это входит в противоречие с заявлениями о западном векторе и интеграции Грузии в евроструктуры. Как власти собираются идти в Евросоюз и заявляют о сингапурском варианте? Это просто лозунги, и никакой содержательной части они не подразумевают. Это чистая пропаганда. На мой взгляд, сейчас Грузия пошла по пути номенклатурного капитализма, а это постсоветский вариант.

Можно ли говорить о том, что Грузия сможет поднять сельское хозяйство, привлечь инвесторов и развить туристическую сферу?

Сергей Демиденко: Честно говоря, пока эти вещи для меня весьма сомнительны. В первую очередь потому, что я не знаю, чем Грузия сможет заинтересовать инвесторов. Более того, Тбилиси продолжает зависеть в сельскохозяйственной отрасли от рынка СНГ, который является для республики основным рынком сбыта. Не тот потенциал у Грузии, чтобы вступать в конкуренцию на западноевропейском, американском или азиатском рынках. Ее потенциал ограничен в связи с небольшим количеством плодородных земель и сельхозресурсом. Если республика и сможет заинтересовать инвесторов, то эти инвесторы будут с бывшего советского пространства. Что касается туризма, то он подразумевает развитую инфраструктуру, а для этого ее нужно создать, и тогда люди поедут. Но, опять же, те, кто имеет возможность хорошо отдохнуть, с большим удовольствием отдают деньги за отдых в Европе, Азии и других раскрученных местах. Грузия же была здравницей Советского Союза, и во многом она держалась за счет Абхазии и ее уникальных природных особенностей. Поэтому даже если туристическую инфраструктуру удастся создать, то Грузия, в первую очередь, будет ориентироваться на рынок СНГ. А от него Тбилиси, как мы знаем, пытается в последнее время больше и больше дистанцироваться. И в этом - главная сложность для того, чтобы в достаточной степени развить национальную экономику.

Георгий Хухашвили: Теоретически, поднять экономику Грузия может, но практически, исходя из той системы, которая создавалась и которая управляет страной, это, конечно же, невозможно. В первую очередь, из-за тех системных ошибок, которые допускают власти.