GeorgiaTimes побеседовал с руководителем Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолием Цыганком.
В первые дни августовских событий 2008 года из Тбилиси стала поступать информация о том, что это якобы Россия напала на Грузию. Почему Москва оказалась не готовой к такой информационной атаке?
Россия - далеко не первая страна, которая не подготовилась информационной атаке. Это была не первая информационная война в истории человечества. Первый раз это произошло тогда, когда Соединенные Штаты вошли в Ирак, и вся информация поступала только от американцев. Они даже не обращали внимания на международное сообщество. Другой пример - это война в Ливане. Точно так же Израиль поставлял информацию исключительно от своего руководства.
Что же касается событий августа 2008 года, то ключевым моментом было то, что западные средства массовой информации обслуживали только грузинскую сторону, в то время, как представители российских СМИ только выдвигались в зону боевых действий. Тем не менее, 90 процентов россиян поддержали операцию по принуждению Грузии к миру.
Я считаю, что к информационным войнам нужно готовиться, причем готовиться заранее. Возможно, необходимо создать отдельные информационные войска, о чем я говорил еще два года назад и неоднократно выступал с этой темой на международных конференциях. Более того, я направил свое предложение о создании информационных группировок и создании четырех информационных центров в Управление делами президента России. Правда, получил ответ первого заместителя начальника Генштаба.
Что нужно сделать для того, чтобы население Грузии узнало правду о пятидневной войне?
Насколько я знаю, в прошлом году в Грузии была создана радиостанция, которая вещает, в том числе, и на русском языке. Но, как я понимаю, эта радиостанция отвечает замыслам грузинского лидера Михаила Саакашвили. Поэтому необходимо сделать ответный ход - создать российский медиа-канал на грузинском языке и говорить правду. Да, у обеспеченных семей в Грузии есть спутниковые тарелки, которые показывают российские телеканалы. Но этого недостаточно. А грузинскую пропаганду в России надо глушить.
Какие еще меры нужно предпринять для того, чтобы не уступать в информационной войне?
В первую очередь, это создание структуры, которая будет заниматься исключительно информационным противодействием. Не знаю, кому это должно быть поручено, но нужно заключить контракты с другими странами и готовить ту программу России, которую мы должны поставлять на всех языках на весь мир. Нужно готовить специалистов, среди которых будут не только журналисты, но и режиссеры, и сценаристы.
К примеру, не так давно развернулись события в Киргизии. Необходимо в этот момент обозначить точку зрения России на киргизском и узбекском языках. Чтобы точка зрения России прозвучала. Линия России должна быть известна всем. Второй пример - сейчас развивается ситуация вокруг Приднестровья, и Москва должна донести свои позиции на молдавском, румынском и украинском языках. Уже сейчас необходимо обозначить свою позицию об отношении РФ к новому польскому президенту, к ситуации в Израиле, связанной с обстрелом турецких судов, ну, и так далее.
Вы имеете в виду создание отдельного спутникового канала?
Думаю, проще договориться с другими сетями. Например, та же Латинская Америка получает всю информацию с североамериканских каналов, таких, как BBC. Нам нужно договариваться и освещать российскую точку зрения.
Хочу также добавить, что при новых витках информационной войны работу нужно проводить и на дипломатическом фронте. Например, необходимо обратиться в ООН. Наша ошибка в августе 2008 года заключалась в том числе и в этом. В Совбезе ООН должен был состояться разговор о том, что Грузия напала. А мы упустили этот момент. И второе - российский МИД должен был обязательно отправить во все страны ноту о том, что Грузия осуществила агрессию.
Стоит ли ожидать от Грузии новых медийных провокаций, в том числе в канун второй годовщины августовских событий?
В том, что они будут, я не сомневаюсь. Достаточно вспомнить недавний сюжет о псевдонападении России на Грузию на телеканале «Имеди». Уверен, что президент Грузии Михаил Саакашвили был оповещен об этой программе, и сделано это было с его согласия. Полагаю, что информационные провокации Грузии будут проводиться одновременно с диверсионными операциями грузинских силовиков.