- Совсем недавно в Тбилиси прошли муниципальные выборы, на которых достаточно внушительно победила партия власти. Что теперь намерена делать оппозиция, есть ли у нее ресурсы?
- С одной стороны выборы показали, что власть добилась успеха, с другой обнажили ее слабость. Всего 25 процентов избирателей отдали свои голоса властям. Часть этих голосов была «добыта» нечестным путем. Остальные 25 процентов отдали голоса оппозиции. Из-за того, что оппозиция работала несогласованно, эти 25 процентов голосов «размазались» по разным партиям. И что самое интересное - 50% остались дома. Пора понять, что выход - не в революциях и переворотах, а в работе с людьми.
- Парламентские выборы назначены на 2012 год. Означает ли это, что до этого времени отношения с Россией никак не изменятся?
- Руководство России неоднократно заявляло, что не намерено говорить с правительством Саакашвили. Если позиция не изменится, значит, не изменится и ситуация. На днях Саакашвили заявил, готов начать переговоры без предварительных условий. И хотя грузинскому президенту верить сложно, но он в очередной раз продемонстрировал, что готовность грузинских властей больше. Российским же властям, на мой взгляд, удобно занимать эту позицию. Не разговаривая с Саакашвили, Россия укрепляет его власть. Те, кто требует отставки Саакашвили, автоматический оказывается в фарватере России - ведь она требует того же. Грузия поэтому и тянется к Западу, к Европе. Они помогают избавиться Грузии от проблем, а Россия использует наши слабости, стараясь извлечь выгоду.
- Новая стратегия грузинских властей по отношению к Абхазии и Южной Осетии - насколько она может иметь действие?
- Не может. Она слишком поздно написана. Сама идея и положения стратегии - вполне приемлемые - больше интеграции, экономического сотрудничества и т.д. Но писать такую стратегию надо было вместо Кодорских событий 2006 года и вместо «проекта Димитрия Санакоева», когда власти стали давить на Абхазию и Южную Осетию. Тогда же были отстранены от урегулирования конфликтов Ираклий Аласания и Георгий Хаиндрава. А благодаря силовикам - Вано Мерабищвили и Ираклия Окруашвили - получили эскалацию конфликта.
Для меня 2008 год начинается в 2006 году. Тогда грузинские власти сами заложили мины замедленного действия.
После распада СССР Запад и Европа заявили о своем намерении влиять на Южный Кавказ. Помогали они вернуть регионы Грузии?
- В Брюсселе в 2006 году состоялась донорская конференция. Было выделено 13 миллионов евро. Россия - тогда тоже выделила большую сумму. Грузия протестовала и заявила, что тоже направит грант на развитие Южной Осетии. Но вместо совместных проектов, которые могли улучшить ситуацию, деньги пошли на реализации «проекта Санакоева», увеличилась эскалационная составляющая конфликта.
Россия, вместо того чтобы вместе с международными организациями заставить Грузию выполнять взятые обязательства, сама способствовала нагнетанию обстановки. Европа много чего не замечала, надеясь, что до войны не дойдет. В это время тогдашний президент США Джордж Буш очень нагло пользовался влиянием на Саакашвили, что и привело к известным событиям. Буш ушел, а Грузия осталась с двумя отколовшимися регионами.
- Вы один из немногих грузин, кто побывал в Южной Осетии после августовских событий. Какая там ситуация?
- С одной стороны жители Южной Осетии считают, что Россия единственный гарант их безопасности. С другой, они недовольны тем, что строительство ведется плохо и медленно.
- Как относятся к грузинам?
- Думаю, пока в Осетии не готовы к возвращению грузин. Многие здесь считают, что большинство грузин поддержали вторжение грузинских войск в Южную Осетию в августе 2008 года. Поэтому не хотят ничего слышать о грузинских соседях и даже родственниках.
- Но в Ахалгори, по вашим словам, довольно мирно живут грузины вместе с осетинами....
- Ахалгори входило, но никогда не было интегрировано в Южную Осетию. Именно поэтому после первой войны осетины без труда его отдали. Там и сейчас живут грузины. Грузинские власти сочиняют легенды об этночистках в Ахалгори и стараются доказать это всему миру.
Дело в том, что сам Саакащвили Ахалгорский район восстановил в составе Южной Осетии. Именно в Ахалгори в 2006 году Саакашвили провел выборы так называемого альтернативного правительства Южной Осетии. Тем самым была придана легитимность территории, которую Сталин когда-то волюнтаристски признал за Южную Осетию. Потом пришел Гамсахурдиа также волюнтаристски, нарушив все нормы международного права, упразднил автономию Южной Осетии.
Но Саакашвили захотел показать всеми миру, что существуют осетины, которые не согласны с Кокойты. В результате есть документы, подтверждающие проведение президентских выборов Южной Осетии на территории Ахалгори. Так как, Саакашвили приходится расплачиваться за собственную глупость, он делает все, чтобы перенести всю ответственность только на Россию, обвинив ее в несуществующих этночистках в Ахалгори и способствует исходу грузинского население из этого района. Справедливости ради, надо сказать, что по остальной части Южной Осетии прошли ничем не обоснованные этнические чистки против этнических грузин.
Возвращаясь к теме Ахалгори, следует отметить, что 60 процентов грузинского населения этого района добровольно выехали отсюда. Оставшимся власти создают нетерпимые условия. Например, именно грузинские полицейские не впускаю в Ахалгори грузин, у которых нет ахалгорской регистрации. Хотя это противоречит Конституции Грузии. В последнее время и российские военные ужесточили контроль на границе.
Грузинская сторона не разрешает жителям Ахалгори ничего ввозить с территории Грузии. Скажем, не пропускают виноград. Раз везешь виноград, значит, собираешься делать вино и оставаться на территории Ахалгори, считают грузинские полицейские. Поэтому и не пускают. Недавно не разрешили провести жителю 2 пакета цемента. Мол, помогаешь строиться российским оккупантам. На самом деле понятно, что цемент нужен был для ремонта дома. Был случай, когда не впустили в Ахалгори свадебный кортеж. Молодые люди выехали венчаться в Джвари (в соседний район), по возвращению эскорт не пустили обратно.
- Какой выход из создавшейся ситуации?
- Необходимо восстановить двусторонние отношения.
- Без участия России это возможно?
- По нашей глупости мы перевели осетинский и абхазский конфликты в грузино-российский. Единственный путь - возвращать доверие осетин и абхазов и одновременно налаживать отношения с Россией. Это можно делать при помощи международных посредников. К тому же, даже при отсутствии дипотношений возможно осуществлять сотрудничество на уровне неправительственного сектора.
Одна из точек соприкосновения, где Грузия и Россия могут плодотворно сотрудничать - Северный Кавказ. Грузинские власти не должны использовать напряжение на Северном Кавказе в личных целях. Грузия должна действовать по двум направлениям: не вредить и помогать сохранить спокойствие на северном Кавказе. Это не от слабости, а из прагматичных интересов страны. К сожалению, нынешние власти наоборот, не упускают случая для заявлений, которые могут дестабилизировать Северный Кавказ.
- Грузия может действовать не вопреки?
- Грузия может. Грузинские власти - нет. Иначе не было бы 2008 года. Единственный выход для Грузии - начать меняться.
Пройдет время, и рано или поздно жители Южной Осетии поймут, что их независимость не дает им развития. Тогда-то независимость, которую они получили благодаря России, начнет терять свою силу. Грузия к тому времени должна стать демократическим государством, развитым и привлекательным, интегрированным в Европейский рынок. Тогда, надеюсь, осетины вновь потянутся к Грузии.