"Мы высоко ценим то, что Никарагуа сделала для нас, и безгранично благодарны этой стране и ее руководству. Мы будем хорошими друзьями и партнерами во всем", - заявил Сергей Багапш, когда принимал у себя министра Лопеса.
Эти партнерские отношения предполагают подписание 8-10 соглашений в сферах экономического и гуманитарного сотрудничества, за которыми и едет президент Абхазии.
В правительстве республики считают, что Никарагуа и Венесуэла являются авторитетными государствами в своем регионе, с которыми необходимо налаживать торгово-экономические связи. В частности, правительство Никарагуа заинтересовало сотрудничество в межбанковской сфере и абхазское сельское хозяйство. Проекты по генерированию электричества из гейзеров и горячих источников также нашли отклик в сердцах высокопоставленных чиновников из латиноамериканских государств. Кроме того, премьер-министр Абхазии Сергей Шамба активно ратовал за расширение связей с Кубой, Чили и Аргентиной, в надежде, что эти страны также признают суверенитет южнокавказской республики.
Интересно, что думает по поводу делового визита и развития экономического партнерства Абхазии президент Грузии, пока никто не знает. Но один из наших экспертов считаюе, что Саакашвили даст всему этому "безобразию" весьма нелестную оценку:
- Я думаю, у него этот поступок удивления не вызовет - только иронию. Потому что известно, что Никарагуа и Венесуэла не могут играть никакой серьезной роли. И это, скорее, демонстрационная поездка Багапша. Понятно, что существует дипломатическая борьба, и Россия пытается убедить конкретные отдельные латиноамериканские страны, чтобы они признали Абхазию и Южную Осетию. А если все думают, что укрепление дружбы Саакашвили с Лукашенко - это способ насолить России, которая является стратегическим партнером для Венесуэлы, например...Эти вещи несопоставимы, я так скажу. Абхазия, сама по себе, ни с кем серьезные связи наладить не может, поэтому, естественно, что решение Венесуэлы, Никарагуа и Науру мотивировано позицией России, чтобы продать им свое оружие и военную технику. Где находится Абхазия, эти государства, наверное, и не знали, пока Россия не попросила их признать республику. А Саакашвили и Лукашенко - реальные политические лидеры, которые могут о чем-то реально говорить. Такая у президента Грузии позиция, - полагает директор Кавказского института мира и демократии Гия Нодия.
Да, предстоящие визиты в Латинскую Америку носят больше политический, пусть и не очень убедительный для многих стран, характер, но дело не в России. Латиноамериканские государства очень подходят для расширения полосы признания суверенитета республики Абхазия. Не секрет, что те страны, которые ведут независимую политику в отношении группы западных государств, примут решение о признании демонстративно, выступая против гегемонии, прежде всего, США. Разве грузинский президент впервые об этом слышит?
Точку зрения Гии Нодия совершенно не разделяет директор Института стран СНГ Константин Затулин:
- Вполне возможно признание независимости Абхазии в Боливии, где режим Уго Моралеса прохладно настроен по отношению к США. И я не исключаю, что кто-то из стран Ближнего Востока может захотеть признать республику именно в пику государствам, которые сегодня ее не признают. Это возможно. Грузия, конечно, будет протестовать и клеймить всех, кто признает абхазскую независимость. Ну, что от них еще ожидать? Их реакция вполне предсказуема. На мой взгляд, прежде всего, Багапш едет укреплять отношения солидарности, формировать общий подход к решению мировых проблем. Я не исключаю каких-то экономических договоренностей, но вряд ли их удельный вес и значение будут слишком серьезными, учитывая удаленность и специфику экономик. Думаю, что возможен какой-то обмен в культурной и туристической областях. Потому что все, что может понадобиться Абхазии в экономическом плане, она получит у Российской Федерации.