Похоже, грузинскому президенту не дают покоя лавры не только императоров, но и Сергея Мавроди. Задумка его проста: сначала хорошенькая Вера Кобалия стоит у входа в Министерство экономики и устойчивого развития Грузии и ждет, пока инвесторы, сбивая друг друга с ног, ринутся вкладывать свои деньги в банковский сектор. Затем объявляет о снижении налогообложения, что, кстати говоря, должно больше способствовать притоку финансов, чем юное личико экономического министра.
Тем не менее, тот факт, что грузинская экономика постоянно вынуждена занимать на собственное развитие, не может благотворно влиять на привлечение дополнительных инвестиций. Потому что сегодняшние налоги, какими бы они низкими ни были, свидетельствуют лишь о том, что в дальнейшем их индексация неизбежна ввиду возвращения этих самых долгов, которые постоянно направляют на оплату невероятных планов Михаила Саакашвили.
Для того, чтобы отдать все свои сегодняшние долги, в 2013 году Грузия вынуждена будет опять заимствовать, чтобы оплатить 8,8 миллиардов совокупного внешнего долга. А на данный момент международные резервы Национального банка Грузии составляют всего 1,9 миллиардов долларов - ровно столько, сколько один из богатейших людей планеты и меценат Уоррен Баффет пожертвовал в этом году на благотворительность. Поэтому, даже, если выгрести из карманов грузинского нацбанка всю мелочь, никак не удастся выкрутиться без помощников-кредиторов. Уверена, если поскрести надпись "грузинская либеральная экономика", то проявятся три буквы "М", да еще и с грузинским душком.
Но Михаил Саакашвили продолжает делать хорошую мину при плохой игре. Скорее всего, он надеется найти выход из своей квадратуры круга с помощью американских друзей. США уже объявили, что выделят Грузии 83 миллиона долларов на реабилитацию ирригационной системы и развитие муниципальной системы в пострадавших от грузино-югоосетинского конфликта пяти муниципалитетах, а также в помощь вынужденно перемещенным лицам. Но даже американские эксперты склоняются к тому, что якобы партнерские отношения Грузии и США начинают носить характер "вассала и сюзерена". В прошлый раз, в обмен на американские доллары, Грузия напала на спящий Цхинвал, и сложно предположить, какую цену вынуждены будут заплатить грузинские власти за спасение от технического дефолта.
А между тем, господину президенту пора держать нос по ветру: "агрессивная" Россия увеличила свое влияние в банке его страны "ВТБ банк Грузия" до 96%, выкупив долю Евробанка, согласно предусмотренным договоренностям, достигнутым еще в 2006 году. Так кто же действительно пытается помочь развитию грузинской экономики?
- Я не стал бы так четко делить страны по признаку помощи, и, уходя вдаль банковских сделок, скажу так: в России около миллиона грузин, которые зарабатывают там деньги, поддерживая таким образом своих родственников в Грузии. И, наверное, грузинскому народу, как раз это помогает больше, чем банковские операции и другие инвестиции. А что касается Америки, то она тоже помогает, вкладывая большие деньги в восстановление экономики. Получается, что невольно помогают и те, и другие. Но основным бизнес-партнером Грузии является Россия. Та модель, где Грузия ориентирована только на Америку и настроена против России, примитивна. Что касается восстановления прерванных торгово-экономических отношений, то исторически другого выхода у сторон просто нет. Ни одной стороне, ни другой не выгоден этот разрыв, - считает политолог Рамаз Сакварелидзе.
Итак, Грузия постоянно ведет политику осуждения в отношении Абхазии и Южной Осетии за провозглашение независимости. Дескать, не могут быть эти государства суверенными. И хочется спросить, действительно ли Михаил Саакашвили полагает, что его страна независима, когда постоянно вынуждена лаять на Россию за миску американской похлебки?