Родители и дети

Абхазия: два года в свободном плавании

26 августа 2008 года началась новая страница в истории Абхазии. Завершив операцию по принуждению Грузии к миру, Россия признала независимость двух закавказских республик. Этого дня в Сухуме ждали давно.

Апсны не раз отбивалась от нападок Грузии, четырежды за последние 20 лет пытавшейся включить Абхазию в свой состав. Чего стоит только противостояние 1992-1993 года, когда республика с большим трудом одолела превосходящего по силе противника и отстояла свободу и право выбора. А ведь тогда Тбилиси грозил Сухуму геноцидом. Не случилось. Во время сентябрьских боев 1993 года силы сопротивления, вынужденные противостоять авиации и 12-тысячной группировке грузинской армии, все-таки отбили столицу республики. С тех пор ни Гальский район, ни верхнюю часть Кодорского ущелья абхазы не отдали. Гордая автономия, как говорит политолог Сергей Маркедонов, оказалась для грузин «чемоданом без ручки» - взять хочется, но как - непонятно.

Теперь же независимость Абхазии признана четырьмя мировыми государствами, и в республике ожидают, что этот список будет медленно, но пополняться. «Недружественная реакция на действия России со стороны некоторых западных стран свидетельствует о том, что путь к дальнейшему признанию будет нелегким», - справедливо замечает замруководителя администрации президента Абхазии по внешней политике Вячеслав Чирикба.

Полагаю, перспективы Абхазии сейчас зависят только от самой республики. Если Багапш и его соратники поведут корабль нужным курсом, признание и уважение к абхазам со стороны Запада останется лишь вопросом времени. Дело за малым - сделать Апсны успешной, ни от кого не зависящей страной. О том, удастся ли это Сухуму, корреспондент GeorgiaTimes разговаривал с российскими политологами.

Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков считает, что перспективы признания Абхазии со стороны Запада есть, но нельзя надеяться, что это произойдет в ближайшем будущем. Скорость признания зависит от того, насколько республика будет демонстрировать свою независимость в полном смысле этого слова. «Пока все обнадеживает. Абхазия, в отличие от Южной Осетии, пытается вести самостоятельную внешнюю политику, в том числе с латинской Америкой», - отметил эксперт.

Одним из важных критериев международного признания Хомяков считает и прозрачность выборов. Политолог напомнил, что на прошедших президентских выборах в Абхазии была непростая политическая борьба, но они прошли честно и открыто. «В молодой республике прошел цикл передачи власти, в отличие от той же Грузии, где президентов либо убивали, либо смещали путем революций, - заявил он. - Думаю, в Абхазии пройдет несколько избирательных циклов, и Запад наглядно увидит развитие демократических процессов в стране».

Наконец, будущее Абхазии во многом будет зависеть и от позиции России. «Важно, чтобы Москва точно и однозначно заявила, что она оказывает Абхазии политическую поддержку и экономическую помощь, но никоим образом не вмешивается во внутренние дела республики», - подчеркнул генеральный директор Совета по национальной стратегии.

В заключение Валерий Хомяков добавил, что нельзя сравнивать логику развития Абхазии и Южной Осетии, поскольку они в корне разнятся. «Абхазия не видит себя в составе Российской Федерации, и это делает честь, как руководству, так и народу республики, - говорит эксперт. - Да, будет дружба с Россией, никто это не оспаривает, но никто их абхазских политических сил не говорит о вхождении в состав РФ. Отсюда и попытки вести самостоятельную внешнюю политику».

Со своей стороны, заместитель генерального директора Фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин также полагает, что в Абхазии есть представление о желательном пути развития, которое действительно не включает в себя вхождение в состав России. «Оно предусматривает союз с Россией, но в качестве самостоятельного государства, - утверждает Макаркин. - Я думаю, что Абхазия хотела бы стать аналогом Черногории - курортной страной с высокоразвитым туристическим сектором. Там, конечно, ещё работать и работать, но вектор направления выбран достаточно четкий. В этом смысле Абхазия впереди Южной Осетии по многим критериям».