«Мы готовы начать переговоры в любое время, в любом месте и по любой теме, - цитирует Вашадзе GHN. - Я готов встретиться с Сергеем Лавровым моим прямо сегодня. Если будет желание, в любое время представители нашего правительства начнут переговоры со своими российскими коллегами».
Предложение грузинского министра, мягко говоря, диссонирует с его последними комментариями относительно подписанного лидерами России и Армении Дмитрием Медведевым и Сержем Саргсяном соглашения о продлении срока дислокации российской военной базы в Гюмри. Несколько дней назад Вашадзе подчеркнул, что эта база никому не дает возможности для стабильности, безопасности и сотрудничества. Более того, она якобы «не создает благополучных условий для разрешения существующих на Южном Кавказе проблем цивилизованным и мирным путем».
За этот неуклюжий выпад министр уже получил из Еревана рекомендацию не совать свой нос в чужие дела, а также заставил политических экспертов усомниться в его профпригодности.
И вот теперь - новое заявление от Вашадзе. Грузинский дипломат, оказывается, готов общаться с Москвой, да еще и «прямо сегодня». Правда, все оказалось довольно банально: это «прямо сегодня» не отменяет ставших уже традиционными грузинских ультиматумов. Мол, переговоры между Москвой и Тбилиси должны начаться с обсуждения вопроса о выводе российских баз из Абхазии и Южной Осетии.
Надо сказать, что ничего нового глава МИД республики не придумал. С подобной репликой летом выступил грузинский лидер Михаил Саакашвили. «У нас нет никакого интереса в конфронтации с Россией, - признался тогда президент. - Мы готовы вести диалог с ними, в том числе с руководством России. Мы признаем их как партнеров в переговорах». Что любопытно, Михаил Николаевич заявил о готовности вести переговоры по вопросу нормализации отношений «без всяких предварительных условий». Тут же, однако, добавив, что под «нормализацией» он подразумевает возвращение беженцев в свои дома и «деоккупацию территорий Грузии». Нонсенс, не правда ли?
Сейчас, тем не менее, интересно другое. А именно те причины, которые заставили Вашадзе выступить со своим «дружелюбным» заявлением. Думается, мотивация министра заключается в следующем. Во-первых, накануне в Грузию приехала советник госсекретаря США по вопросам Евразии Тина Кайденау, которая намерена встретиться с министром иностранных дел республики. А, во-вторых, в последнее время все больше европейских стран призывают Сакартвело начать диалог с Москвой. Очевидно, дабы показать готовность к коммуникации и были сделаны эти дипломатические ходы.
По всей видимости, Вашадзе прекрасно понимает, что ни о какой «деоккупации» Россия с Грузией говорить не будет. Таким образом, у него появляется новая возможность уколоть Москву и выставить ее в роли несговорчивого собеседника перед всем Западом.
О том, что стоит за словами грузинского министра, и о перспективах ответной реакции на Смоленской площади корреспондент GeorgiaTimes говорил с президентом Института стратегических оценок и анализа Александром Коноваловым. Политолог напомнил, что точка зрения Вашадзе звучала из уст грузинских политиков уже несколько раз, а с другой стороны о готовности пойти на переговоры с Грузией, но только не с Саакашвили, заявляла и Россия. «Вообще, вода камень точит, - отметил он. - К примеру, не так давно между странами начали летать самолеты. Но, очевидно, что на обсуждение «деоккупации», да еще и в таких терминах, Москва не пойдет».
Эксперт полагает, что решение России о признании Абхазии и Южной Осетии во многом вынужденное, поскольку российская сторона полтора десятилетия уходила от этого шага, поддерживая территориальное единство Грузии в границах Советского Союза. «Все изменилось после того, как Саакашвили предпринял попытку силового решения осетинской проблемы и захотел все вернуть в то положение, которое его устраивает, - говорит Александр Коновалов. - Возможно, у него были романтические настроения, что Россия поможет ему и в этом. Но действия Москвы в данном случае оправданиях не нуждаются».