Родители и дети

Тбилиси и Москва: в поисках диалога

GeorgiaTimes связался с господином Кукавой и попросил его подвести итоги вояжа в Россию.

Не могли бы Вы рассказать о том, какие цели в ходе поездки в Москву были достигнуты, а какие нет?

Нашей главной целью является восстановление грузино-российских отношений, начало дискуссии между двумя народами. В нынешней ситуации это особенно важно из-за того, что между официальными лицами, особенно со стороны Тбилиси, идет враждебная риторика. Мы думаем, что это не устраивает, в первую очередь, Грузию, потому что мы маленькая страна. Именно для того, чтобы начать дискуссию, наша политическая партия представила свою инициативу. И, кстати, это произошло после слов святейшего патриарха Грузии, который призвал всех грузин начать мирный диалог с Российской Федерацией.

Главным вопросом этой дискуссии должен стать статус Абхазии и Южной Осетии, который может быть приемлем для россиян, грузин, абхазов, осетин. Более того, мы хотели бы обсудить экономические проблемы в отношениях между Москвой и Тбилиси. В России у нас были встречи с политическими партиями, общественными организациями и грузинской диаспорой. Полагаю, что через несколько месяцев мы откроем публичную дискуссию для обсуждения вышеобозначенных вопросов. Формат дискуссий сейчас уточняется. Конечно, политические решения могут приниматься только властями двух стран, но партии могут подготавливать общественное мнение для таких решений.

Услышали ли Вы от российских политиков в Москве что-то принципиально новое для себя?

Да, реальный взгляд российских политиков на сложившуюся ситуацию отличается от того, о котором нам говорят на правительственных телеканалах Грузии. Для аудитории республики выбирают только те комментарии, которые враждебны. Да, и в России некоторые политические круги враждебно настроены по отношению к Тбилиси, но это не вся Россия и не вся политическая элита. Есть и такие мнения, что между странами можно найти консенсус, что Москва может поспособствовать диалогу Грузии с абхазами и осетинами для того, чтобы найти компромиссный статус. Для того, чтобы на этом этапе начать восстановление экономических отношений.

Приведу конкретный пример: авиасообщение между странами было восстановлено по инициативе России, тогда как грузинское правительство этому сопротивлялось. Поэтому когда нам говорят о том, что нет смысла вести диалог с РФ, это ошибочно. Конечно, это трудно, и у Москвы есть свои амбиции, но если все постсоветские республики, за исключением Грузии, смогли найти консенсус с Россией, то мы думаем, что это будет возможно и для Тбилиси тоже. Конечно, если мы будем проводить более конструктивную внешнюю политику. Это смогли сделать Армения, Украина и страны Балтии, и я не понимаю, почему этого не сможем сделать мы. Для этого нужно действовать взвешенно, а не заявлять через день, как Михаил Саакашвили, что мы, мол, должны свергнуть Путина, что должно прийти новое российское руководство. Такие высказывания правительства Грузии выглядят просто комичными.

Полгода назад из-за визитов в Россию против вас велась пиар-кампания. Не повторится ли что-то подобное на этот раз?

Сейчас такая кампания не ведется, причем по понятным для нашей партии причинам. После апрельского визита в Москву власти попросту проиграли общественному мнению, несмотря на громогласные заявления о «предателях и шпионах». Согласно данным опросов, более 80 процентов грузинского населения поддерживали идею диалога с Российской Федерацией. И после этого даже кандидат от правящей партии на пост мэра Тбилиси Гиги Угулава сказал, что он тоже выступает за диалог с РФ. Сейчас общественное мнение на нашей стороне, поэтому я полагаю, что власти не начнут эту компанию. Они заранее знают, что грузинское общество против продолжения конфронтации, которую проводит Михаил Саакашвили.

Можно ли ожидать Ваших визитов в российскую столицу и в будущем?

Да, как я уже сказал, мы выступаем с инициативой публичных дебатов о российско-грузинских отношениях. И, конечно, для этого нужны рабочие встречи в Москве. Поэтому мы не исключаем возможность таких визитов.