Родители и дети

"Перезагрузка" с кавказским акцентом

Грузинскому режиму второй вариант трактовки, естественно, кажется более правдоподобным и привлекательным. Недаром местные СМИ приводят слова эксперта Фонда Джеймстауна Владимира Сокора. Именно он предположил, что Белый дом будет помогать Сакартвело в укреплении собственной обороноспособности.

"Американская политика рассматривает стратегическую важность Грузии в призме Афганистана, поэтому отношения между двумя странами могут выйти за рамки подготовки в плане борьбы против восставших и перерасти во всеобъемлющую обороноспособность", - предполагает Сокор.

Точка зрения, безусловно, здравая и разумная. Но на мой взгляд, о новом витке военного сотрудничества Тбилиси и Вашингтона свидетельствует скорее недавнее заявление помощника министра обороны США Александра Вершбоу, нежели посулы далекой от армейской проблематики Хиллари Клинтон.

Дело в том, что на прошлой неделе официальный представитель Минобороны дал понять, что американская сторона поддерживает реформы в системе обороны Грузии. "Важен вклад грузинских военных в миротворческий процесс в Афганистане, и тот опыт, который они там приобретают, - сказал он. - Сотрудничество Грузии и США в оборонной сфере углубляется с каждым днем, мы признаем и поддерживаем право Грузии быть обороноспособной и иметь такую систему обороны, которая обеспечит ее безопасность".

Правда, и высказывание Вершбоу далеко не так однозначно, как хотелось бы Саакашвили и его команде. С одной стороны, уже ни для кого не секрет, что в последнее время Белый дом в большей степени озабочен устранением глобальных угроз мировой безопасности, нежели созданием на Южном Кавказе маленького надежного плацдарма. В этом контексте милитаризация нестабильного режима в пику Москве вряд ли пойдет на пользу американо-российскому сотрудничеству. С другой, Соединенные Штаты уже более десяти лет занимаются подготовкой армии Грузии и вряд ли полностью откажутся от планов с ней работать.

Перспективы военного сотрудничества США и Грузии в свете последних заявлений официальных лиц Вашингтона корреспондент GeorgiaTimes обсудил с членом Общественного совета при Министерстве обороны РФ Игорем Коротченко и руководителем Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолием Цыганком.

Коротченко: Соединенные Штаты никогда не отказывались от военной помощи Грузии, это было с самого начала совершенно четко обозначенным трендом в американской внешней политике. Поэтому России было бы наивно ожидать, что Америка изменит свое отношение. Грузия по-прежнему остается на орбите интересов США и активно участвует во всех американских программах, включая операции, которые проводятся в Афганистане и Ираке. Поэтому США поддерживали и будут поддерживать режим Саакашвили либо другой правящий режим. Это стратегический вектор реализации американских внешнеполитических интересов.

Цыганок: Думаю, мнение госпожи Клинтон не означает масштабных поставок наступательных вооружений в Грузию. Все это общие слова. Надо четко понимать, что Грузия попросту попала в жернова между Россией и США и продолжает оставаться в этой ситуации.

Будет ли Вашингтон активизировать военное сотрудничество с Тбилиси?

Коротченко: Сейчас сделан вывод относительно того, что главные усилия надо все-таки прилагать не в области поставок вооружений, а в области подготовки грузинской армии с точки зрения укрепления командного состава и морального духа солдат. Проблемы оснащения сегодня отошли на второй план, поскольку итоги войны 2008 года показали: с точки зрения технических средств Грузия была лучше оснащена и экипирована, однако проиграла российской армии из-за слабости духа. Поэтому сегодня американские инструкторы и советники работают над тем, чтобы сделать грузинскую армию морально устойчивой в условиях реальных боевых действий. Что касается поставок оружия, то они осуществляются параллельно, хоть и не афишируются. Как известно, грузинский контингент находится в Ираке на постоянной основе в ротации, которая осуществляется американскими военно-транспортными самолетами. Солдаты на месте получают оружие и уже с ним возвращаются в Грузию. То есть, схема достаточно "серая". Фактически Грузия вооружается, хотя многие цифры не попадают ни в прессу, ни в статистические сводки.

Цыганок: Дело в том, что это сотрудничество в военной сфере продолжается постоянно. Ведь, как известно, к войне в 2008 году Грузию готовили именно специалисты НАТО.

Можно ли говорить о том, что США фактически сидят на двух стульях, заявляя о "перезагрузке" с Россией и продолжая оказывать помощь Грузии?

Коротченко: Одно другому не мешает. Соединенные Штаты используют "перезагрузку" для максимального извлечения выгоды для себя. Формально обозначив этот процесс, Вашингтон не отказывается от своих интересов в других регионах, в том числе и в регионах конфликта российских и американских интересов. Поэтому Грузию будут вооружать и готовить в НАТО.

Цыганок: Да, конечно. Вашингтон рассчитывает на Кавказ как на площадку для возможного нападения на Иран. И, естественно, решения США по Кавказу не отвечают российским интересам.