Гия Тортладзе - главный герой последней сессии грузинского парламента. Лидер оппозиционной парламентской фракции "Сильная Грузия" не первый год предлагает законопроекты, которые заставят грузин ходить строем. Теперь в первом чтении принята его Хартия Свободы, дальнейший успех которой в стенах парламента не вызывает сомнений. Случай необычный: инициатива оппозиционных сил нашла живой отклик в сердцах правящего большинства. Но с другой стороны, Тортладзе - не совсем обычный оппозиционер.
Итак, Хартия Свободы объединяет два документа, законопроект "О люстрации" и "Акт Патриота".
Первый содержит перечень тех должностей, на которые не могут быть назначены сотрудники безопасности, работавшие еще во времена Советского Союза, лидеры компартии и комсомола. Для бывших советских функционеров закрыт путь в администрацию президента, в аппарат парламента и правительства, Совет национальной безопасности, государственные высшие учебные заведения, департамент статистики, на государственное телевидение и радиоканалы.
"Акт Патриота" фактически представляет собой инструкцию жизни в тоталитарном государстве. В основе документа лежит идея о тотальном контроле любой деятельности граждан, бизнеса и общественных структур со стороны МВД.
Протолкнуть в парламент эти законы по отдельности Тортладзе помешала оппозиция. Зато теперь его наверняка ждет успех: они будут приняты пакетом, причем без особых проблем. Ведь власти республики одержимы желанием "закрутить гайки" и с энтузиазмом восприняли соответствующее предложение, пусть даже поступившее из стана политических противников.
В чем секрет успеха Гии Тортладзе - единственного оппозиционера, законотворчество которого поддерживается правящим большинством? Манана Начкебия, одна из лидеров партии "Новые правые", называет его фракцию "Сильная Грузия" как бы оппозицией. "Это такая необычная оппозиция, которая как бы с властями. Это карманные политики", - сказала Начкебия в интервью GeorgiaTimes.
В грузинский парламент Хартия Свободы вкупе с "Актом Патриота" поступили с самыми положительными характеристиками: якобы они призваны "с учетом международных принципов и норм обеспечить искоренение посягательств на основы безопасности страны, терроризма и преступлений против государства".
Но Манана Начкебия уверена в том, что эти красивые формулировки - всего лишь прикрытие. "Главная цель этого документа - взять под контроль все, что делает грузинский народ и отдельные граждане. В нашем государстве давно существует авторитарный режим. А принятие этого документа будет первым шагом для превращения Грузии в тоталитарное государство", - считает лидер "Новых правых". К примеру, "Акт Патриота" дает установку на контроль финансовых операций, проводимых населением, - естественно, исключительно в целях государственной безопасности и всеобщего благополучия. По закону Антитеррористический центр МВД сможет контролировать только крупные операции (на сумму свыше десяти тысяч лари, то есть около шести тысяч долларов). Но на практике Министерство внутренних дел республики легко найдет с банкирами общий язык и получит доступ к сведениям о банковских счетах физических лиц, предпринимателей, общественных организаций.
Хотя на самом деле парламент, который пока принял Хартию Свободы только в первом чтении, уже отстал от жизни: ее установки давно в ходу на территории республики, без всякой законодательной базы.
Разворачивается очередной шпионский скандал с участием "неблагонадежных" граждан армянской национальности. Пропагандистский рупор властей, телеканал "Рустави-2", уже анонсировал героизм грузинских спецслужб, раскрывших коварный заговор русской шпионской сети. Это как раз иллюстрация из "Акта Патриота", в котором говорится о превентивных мерах ради обеспечения национальной безопасности.
Установлен контроль над деятельностью международных гуманитарных организаций - они тоже попали в жесткие рамки "Акта Патриота". Непонятно только, с какой стати европейские организации должны быть грузинскими патриотами.
Но может быть, скептики все неправильно понимают? И на самом деле слежка и контроль - лишь новый шаг Грузии на пути к западным стандартам? Один из лидеров парламентского большинства Давид Дарчиашвили в интервью GeorgiaTimes пытался доказать, что Хартия - вполне в духе ценностей европейской демократии.
"Этот документ определяет, как обеспечивать национальную безопасность, как контролировать деньги, которые могут принадлежать террористическим группам. Но все детали будут обсуждаться во втором чтении. Контроль над денежными средствами очень усилился и в европейских странах. И следующее наше чтение законопроекта будет посвящено тому, как совместить требования национальной безопасности и обеспечение гражданских свобод в Грузии", - объясняет Дарчиашвили.
В Камбодже до сих пор попадаются ржавые знаки "Не смеяться!", на которых изображен человек с закрытым ртом, - привет из тех времен, когда несчастной страной правили красные кхмеры. Одну половину населения они уничтожили, другую приучили бояться собственной тени. В Северной Корее принято ходить, заложив руки за спину, и распахивать двери инспектору, который желает проверить, кто с кем живет и что хранит в холодильнике. Вот достойные примеры для авторов грузинского варианта Хартии Свободы.
Авторы "Акта Патриота", конечно, равнялись не на Камбоджу с КНДР, а на оплот демократии - американцев, которые приняли такой документ после терактов 2001 года. Но Грузия-то в отличие от США не страдает от действий радикального подполья и угроз исламских террористов. От кого же она так спешит защититься? Ясное дело - от России.
Виртуальная российская угроза поможет грузинским властям решить ряд проблем внутренней политики. Хартия свободы даст им законное право объявить любое инакомыслие "исходящей от России опасностью", а борьбу с оппозицией поставить на уровень превентивных мер по борьбе с терроризмом.