Отношения внутри треугольника на Южном Кавказе тлеют словно угли, время от времени разгораясь. Армения, Азербайджан и Грузия находятся в непосредственной близости к Ирану, которому Соединенные Штаты Америки периодически устраивают экзекуцию посредством жестких санкций. Да и Баку, устав от регионального конфликта по вопросу Нагорного Карабаха, уже жалуется Вашингтону - мол, нестабильная обстановка, посодействуйте.
Содействие дипломаты решили оказывать исключительно в эпистолярном жанре, всячески порицая в переписке внешнюю политику Тегерана, его ядерную программу и Ереван, который якобы сбывает оружие главному внешнему врагу американской демократии. Но насколько это мнение, обнародованное благодаря сайту WikiLeaks, отражает действительность?
"В Вашингтоне не идиоты сидят, чтобы требовать от Грузии замораживания отношений с близлежащими соседями - это просто невозможно. И Саакашвили, насколько можно видеть по контактам, которые были осуществлены после изоляции, не поступало никаких явных сигналов о том, что в Вашингтоне обеспокоены развитием регионального сотрудничества Тегерана и Тбилиси. Тем более, там нет никаких геополитических конфликтов, которые могут выйти на глобальный уровень. Речь идет о том, что Вашингтон пытается просто изолировать Иран, а как они это делают, давно известно. В основном, изоляция идет на более высоких уровнях, по линии отношений Ирана с ведущими государствами мира. А на региональном уровне эта изоляция либо не получается, либо США к ней не стремятся. Это стало заметным еще в период первой волны конфронтации между Ираном и Америкой на рубеже 2004-2005 годов", - считает Александр Караваев, заместитель генерального директора Информационно-аналитического центра МГУ.
Другой наш собеседник, руководитель международного Института изучения конфликтов и переговоров, профессор Гоги Хуцишвили, придерживается иного мнения - о том, что Грузия ведет рискованную игру, заигрывая с Ираном на глазах своего стратегического партнера. Ведь взаимоотношения Тегерана и Тбилиси - предмет живого обсуждения в мировом сообществе. И столь неожиданное их потепление (безвизовый режим и адресованное Махмуду Ахмадинежаду приглашение посетить Грузию с визитом), которое произошло без всякой предварительной обкатки, было воспринято на Западе с опасением.
"Иран заинтересован в Грузии, как в транзитной стране для реализации своих энергетических проектов. Что касается треугольника на южном Кавказе, то все-таки однозначной завязки на энергетическую зависимость от Ирана не будет. В данный момент Грузия больше завязана на Турцию, но Тегеран очень активно работает, в частности, с Грузией, чтобы гарантировать себе выход через наш регион. Грузия ведет опасную политику, когда в условиях недостаточных консультаций со своими стратегическими западными партнерами, от которых очень многое зависит, развивает отношения с Ираном. Но опять-таки неизвестно, до какой степени стороны готовы довести свое сотрудничество. Если Азербайджан пойдет на более жесткие санкции по отношению к Ирану, Грузии определенно придется делать выбор. Вопрос в том, в чью пользу. Пока все остается на весах", - рассказал Хуцишвили корреспонденту GeorgiaTimes.
С одной стороны, Грузия заинтересована в том, чтобы не портить отношения с Америкой. Но с другой стороны, она пытается устанавливать региональные связи, а напряженные отношения между Арменией и Азербайджаном вкупе с карабахским вопросом сильно отравляют Сакартвело жизнь. Как-никак, республика претендует на лидерство в регионе, о чем Михаил Саакашвили неоднократно упоминал в своих психоделических заявлениях.
И вот эти самые геополитические весы, на которые вскарабкалась Грузия, грозят ей серьезным риском - в определенный момент потерять равновесие и упасть совсем не в ту сторону, куда изначально планировала.